Обещанные правительством реформы органов внутренних дел начались с принятия нового Закона о Национальной полиции. Прекрасная инициатива, переход на новые стандарты, введение патрулей, обязанность полицейского представиться даже когда обращаются к нему, отсутствие прямого влияния со стороны Министра внутренних дел, кажется все направлено во благо и для народа. Однако сам процесс перехода какой-то «поверхностный», чему и последствия соответствующие.
Результатом отсутствия банального «календаря реформ» привело к образованию «бреши» в законодательном поле и отсутствию у полиции полномочий по расследованию уголовных правонарушений, чем сейчас могут пользоваться преступники и оставаться безнаказанными.
Закон Украины о Национальной полиции был принят 2 июля 2015года и основные его положения вступили в силу с 7 ноября 2015 года. Со вступлением в силу этого закона утратил силу Закон Украины о милиции. Казалось бы, ничего нет страшного, однако истина где-то рядом.
Закон о Национальной полиции предусматривает наличие в структуре полиции уголовной полиции. В соответствии с п.6 ч.1 ст.23 этого Закона, Полиция осуществляет досудебное расследование уголовных правонарушений в рамках определенной подследственности.
Получается, что на сегодняшний день, по сути, существуют правовые основания у ново созданной полиции осуществлять расследование уголовных правонарушений.
Однако, это суждение ошибочно! И все преступления, которые сейчас расследуют сотрудники полиции, преспокойно можно опротестовать и выиграть, ведь таковых полномочий у полиции то нет!
Начнем с Уголовного процессуального кодекса, статья 216 которого предусматривает подследственность уголовных преступлений и правонарушений тем либо иным органам. Часть первая этой статьи гласит, что следователи органов внутренних дел осуществляют расследование уголовных правонарушений кроме тех нарушений, которые отнесены к подследственности иных органов (прокуратуры, СБУ, и т.д.). При этом, в УПК изменения, которые касаются деятельности Национальной полиции в рамках уголовных производств, отсутствуют. Получается, что только органы Внутренних дел имеют такое право.
Остается разобраться, а входит ли Национальная полиция в состав органов внутренних дел?
Во-первых, в отличии от ЗУ о милиции, статья 7 которого определяла милицию, как систему органов, которые входят в состав органов внутренних дел, ЗУ о национальной полиции не предусматривает такого вхождения, а, даже наоборот, определяет взаимоотношения министра внутренних дел и полиции как разных субъектов.
Дополнительно стоит обратить внимание на п.2 ч.1 ст.16 ЗУ о национальной полиции, который гласит следующее: Министр внутренних дел обеспечивает нормативно-правовое регулирование деятельности полиции, согласовывает и подает на рассмотрение Кабинета Министров Украины разработанные полицией и Министерством внутренних дел Украины проекты законов, актов Кабинета Министров Украины по вопросам деятельности полиции.
Ключевой момент – разработанные полицией и Министерством внутренних дел Украины. Именно это «И» определяет взаимоотношения органов.
Во-вторых, Президент Украины, 29 июля 2015 года наложил Вето и предоставил свои рекомендации к Закону Украины «Про органы внутренних дел». Это единственный нормативный документ, который закрепляет на законодательном уровне вхождение Национальной полиции в систему органов внутренних дел.
Однако, до принятия этого нормативного документа, полиция не имеет процессуального права на проведения следствия в уголовных производствах, что порождает безнаказанность преступников и дает возможность обжалования и отмены процессуальных действий в уголовных производствах.
Практически аналогичная ситуация возникает и в случае составления административных протоколов, хотя ситуация близка к урегулированию.
В ст. 255 Кодекса Украины об административных правонарушениях было добавлено, что Национальная полиция вправе составлять административные протоколы, однако, ЗУ «о милиции» свою силу утратил, присягу ново созданные полицейские еще не приняли, и получается, что у Национальной полиции нет процессуального права на составление административных протоколов до урегулирования на законодательном уровне этой дилеммы нет. Наличие Приказа МВД о временном исполнении обязанностей полиции бывшими милиционерами не имеет юридической силы в контексте КУпАП и УПК.
На сегодняшний момент, неоднократно по ходатайствам адвокатов подзащитных уголовные производства приостанавливаются судами, а административные дела закрываются по причине отсутствия должностных полномочий у и.о. национальной полиции.
Станислав Абрамов,
адвокат, директор ОО «Институт реформ и инноваций»