В Днепропетровске не стали дожидаться широко анонсированной Президентом Украины Петром Порошенко децентрализации с большим расширением прав местных советов, а решили досрочно форсировать события.
Об этом пишет интернет-издание «ДНЕПР. ГЛАВНОЕ».
На прошедшей 29 октября сессии Днепропетровского городского совета было принято решение о ликвидации районных советов и их исполнительных органов.
Заместитель председателя ДОГА Борис Филатов прокомментировал это решение в таком ключе: «Для областного центра достаточно иметь две префектуры: правобережную и левобережную. Максимум три. Ждите скоро концепцию муниципального реформирования».
Здесь несколько нарушена следственно-причинная связь. Обычно сначала анонсируют изменения, представляют их на обсуждение, а только затем приступают к реализации плана.
Но в Днепропетровске, с некоторого времени, в системе власти проходит все по-другому. Борис Филатов рассказал, как проходила «подготовка» к принятию ключевого решения: «Сколько стоило сил нашей команде убедить депутатов принять это решение – известно только Господу Богу…».
В этом заявлении присутствует определенный парадокс: заместитель председателя областной государственной администрации – представитель государственной власти, вертикали именно Президента. В то время как Президент выступает за максимальное расширение прав местного самоуправления и бюджетных полномочий, чиновник рангом ниже фактически ратует за фактическую ликвидацию местного самоуправления в районах областного центра. Происходит как раз обратный процесс – укрупнение центров.
Городские депутаты неохотно комментируют этот вопрос: мол, это даст возможность сэкономить бюджетные средства на содержании чиновников, а все основные решения и так принимаются в горсовете.
Интересный момент: представители «Блока Порошенко» в Днепропетровске фактически проигнорировали стремление своего партийного шефа – Петра Порошенко – к децентрализации: они не стали препятствовать осуществлению не совсем законного решения, что в самом обозримом будущем не лучшим образом отразится на рейтинге их политической силы. В свете грядущих выборов в местные советы это чревато дополнительными рисками.
Напомним, что решение, во-первых, не прошел общественное обсуждение, а, во-вторых, не соответствует установленному законом порядку. Согласно закону, ликвидировать районные в городе советы возможно только на основании референдума, инициировать который могут либо 10% населения местной громады, либо 50% состава депутатов городского совета.
Абсолютно оригинально и в контексте предлагаемых Президентом решений выглядела бы новая днепропетровская модель децентрализации, а именно – ликвидация городского совета с его многочисленными службами с одновременной передачей части полномочий в райсоветы. Вот это стало бы настоящей децентрализацией.
Но это было бы востребованным, если бы реальной целью ставилось настоящее решение проблемы.
На сегодняшний момент принятое незаконное решение горсовета пока лишь позволяет добиться ликвидации депутатского корпуса советов восьми районов Днепропетровска, что резко повысит стоимость депутатского мандата в горсовет и облсовет; взять под надежный контроль уже увеличивающиеся бюджетные потоки, ранее принадлежавшие райсоветам, а также ускорить процесс управления властью в ручном режиме.
Что же принесет простым горожанам недавнее решение горсовета – пока вопросов остается намного больше, чем ответов.