Інтернет-видання «Дніпро.Головне»

ЮМЗ полностью обесточили

Неделю назад Днепропетровск облетела позорная новость о том, что руководство «Южмаша» с целью экономии отключило от водоснабжения заводские уборные и рукомойники. Как выяснилось, это стало следствием частичного отключения предприятия от электроснабжения «Днепрооблэнерго» и преддверием еще больших проблем, пишет zabeba.li.
23 июля энергетики полностью прекратили подачу электричества «Южмашу» из-за долгов. По сообщению компании «ДТЭК», в состав которой входит «Днепрооблэнерго», уровень расчетов «Южмаша» за электроэнергию в 2015 году составил всего 13%. Общая задолженность предприятия растет с 2013 года, уже достигла 238 млн грн и продолжает расти со скоростью 5-10 млн грн в месяц.
На проблемах днепропетровских ракетчиков привычно уже пиарится бывший губернатор и вице-премьер, а теперь еще якобы и кандидат на выборную должность мэра Днепропетровска — Александр Вилкул. Хотя если бы ему были так близки к сердцу работники «Южмаша», то он мог бы попробовать убедить своего босса — Рината Ахметова, которому принадлежит ДТЭК, поддержать проблемное госпредприятие еще немного. Хотя и это не выход.
После осложнения отношений с Россией, заказы на сборку ракет у «Южмаша» остались в прошлом. На проходившей в мае в Днепропетровске международной конференции «Космические технологии: настоящее и будущее» генеральный директор-генеральный конструктор КБ «Южное» Александр Дегтярев рассказал, что и без политики россиян не устраивает цена сборки ракетоносителей «Зенит», которые по стоимости уже практически сравнялись с российскими «Протонами» — ракетами более мощного класса.
Заморожен проект «Циклон-4» в Бразилии. Недавно украинские власти направили ноту властям южноамериканской страны с просьбой, пояснить их видение совместного будущего. Ответа пока не получили.
На той же конференции, глава Государственного космического агентства Украины (ГКАУ) Олег Урусский, отвечая на вопрос журналиста, почему бы не снабдить «Южмаш» оборонным заказом, пояснил, что изучение этого вопроса показало, что практически все мало-мальские серьезные работы требуют подготовки основного производства и серьезных дополнительных затрат. В нынешней ситуации бюджет себе позволить этого не может.
brXMSOOUOvI
Определенные надежды в ГКАУ питают на расширение сотрудничества с НАСА и Европейским космическим агентством. Но метафорой нынешнего бытия «Южмаша» пока что является выстроенный под боком у облсовета и обладминистрации музей под открытым небом — «Парк ракет». Все настоящее уже в прошлом, а будущее ничего хорошего не предвещает.
Будучи госпредприятием «Южмаш» не публикует ежегодную финансовую отчетность. Но по данным за 2013 год, при чистом доходе 840 млн грн, машиностроительный завод получил убыток на сумму 185 млн грн. За 9 месяцев 2014 года убытки выросли в 4 раза до 700 млн грн. Сейчас они наверняка уже перевалили за миллиард гривен.

В первом полугодии около 40% работников «Южмаша» находились в отпуске за свой счет, остальные работали 3-4 дня в неделю. Только недавно заводчане получили зарплату за апрель. Но поговаривают, что не всю и не все. В начале июля, по сообщениям киевских СМИ, руководство завода решило не продлевать длившееся полгода состояние простоя, ссылаясь на заключение новых контрактов по программе импортозамещения.

Но на самом «Южмаше» никакого улучшения не почувствовали, а руководитель профсоюза предприятия Валерий Васильев, по словам заводчан, на полном серьезе недавно предложил перевести завод на однодневку. Хотя это способно только добить предприятие. При зарплате 4-5 тыс. грн. за полную рабочую неделю, «однодневники» получали бы 1-1,5 тыс. грн. Выжить на такие деньги сегодня нереально, поэтому с «Южмаша» разбегутся последние квалифицированные кадры.
В ГКАУ рассчитывают, что улучшить ситуацию на заводе поможет его объединение с конструкторским подразделением — КБ «Южное». Но даже сами заводчане ничего хорошего от объединения не ждут. Поскольку без надлежащего финансирования могут просесть оба предприятия.

Вопрос с отключением «Южмаша» от электроснабжения актуализировал и еще одну проблему, давно знакомую жителям Павлограда, где на утилизации много лет хранится твердое ракетное топливо. Чтобы топливо оставалось в безопасном состоянии, в хранилищах необходимо поддерживать определенную температуру и влажность.
На складах «Южмаша», по данным предприятия, находится более 100 т компонентов жидкого ракетного топлива, основными из которых являются высокотоксичные амил (тетраоксид диазота) и гептил (несимметричный диметилгидразин).
Склады, на которых хранится топливо, должны иметь бесперебойное электро- и водоснабжение, обеспечивающее температурный режим хранения компонентов в границах от минус пяти до плюс пятнадцати градусов Цельсия.
Однако, на данный момент не известно, есть ли у «Южмаша» возможность обеспечивать автономное энергоснабжение опасных объектов, также как и поддерживать охранную сигнализацию периметра предприятия и складов компонентов ракетного топлива.
В «ДТЭК» заявили, что ограничение электроснабжения ЮМЗ им. Макарова не влияет на экологическую обстановку, поскольку предприятие не входит в перечень техногенно-опасных объектов, для которых установлена величина экологической брони.
Однако, это заявление, скорее всего, делалось, чтобы оправдать вынужденное отключение и заставить власти выплатить хотя бы часть заводского долга. Очевидно, включать «Южмашу» рубильник придется как минимум губернатору Валентину Резниченко, а то и лично Президенту Петру Порошенко.
Семен Новиков.