Десятилетиями судьи в Днепре чувствовали себя неприкосновенными, а следовательно, и безнаказанными. Как следствие – судейский произвол набрал безумные обороты. Недоверие общества к «черным мантиям» стала почти абсолютной. Большинству днепровским служителям Фемиды нужные решения спускают именно «сверху» и за это заносят толстые конверты, говорит известный общественник, юрист и правозащитник Константин Бильцан.
По его словам, Бабушкинский, Жовтневый, Кировский, а теперь уже и Индустриальный районный суд города Днепра в составе коллегии судей: председательствующей – судьи Виктории Игнатенко, судьи – Людмилы Слюсар, судьи -Светланы Зосименко, умышленно уже третий год затягивают рассмотрение резонансного уголовного дела в отношении Геннадия Золоторога. Его обвиняют в совершении мошенничества в особо крупных размерах. Очередное заседание в Индустриальном районном суде г. Днепропетровска назначено на 19 марта 2018 года.
Коллегия судей Жовтневого райсуда Днепра: Сергей Мельниченко, Наталья Ткаченко и Светлана Демидова
Однако Фемида в данном деле далеко не беспристрастна. Заявившего на днях о своих намерениях в 2020 году баллотироваться на пост мэра Днепра Константина Бильцана, который проходит по делу вместе с супругой Юлией в качестве потерпевшего, целенаправленно пытаются обвинить в давлении на суд. В то же время очевидны попытки оправдать господина Золоторога.
Константин Бильцан напомнил о событиях 2011 года. Тогдашний властный режим всячески пытался закрыть рот оппозиционным политикам, бизнесменам и общественным деятелям. Это в лучшем случае. С оппонентами, которые имели реальный политический вес, не церемонились. В ход пускали самые грязные схемы – от отжима бизнеса до ареста по надуманным делам, а порой не гнушались и физической расправой.
Коллегия судей Бабушкинского райсуда Днепра: Андрей Леонов, Наталья Карягина, и Элеонора Женеску
Колоссальному давлению подвергся, в частности, тогда он сам – успешный юрист и правозащитник, а также его жена Юлия. Режим воспротивился тому, что Бильцан «посмел» участвовать в акциях оппозиции и финансово поддерживать лидеров общественного мнения. Его отправили в СИЗО, где он провёл почти год.
В свою очередь некто Геннадий Золоторог, известный тем, что представлялся человеком, который «решает вопросы в Партии Регионов», вошел в доверие к потерпевшей Юлии Бильцан. При этом он требовал десятки тысяч долларов США, за прекращение политического уголовного преследования в отношении Константина, которые в итоге и смог мошенническим способом получить от Юлии.
Адвокат Наталья Жмайло и подсудимый Геннадий Золоторог
После сотен написанных жалоб и месяцев хождений по кругам ада, Константин Бильцан был выпущен из СИЗО, ему удалось отстоять свое честное имя и репутацию. Более того, уже в 2015 году судьи приняли решение о реабилитации Константина Бильцана.
“А вот мошенником Золоторогом вплотную занялись правоохранительные органы. Казалось бы, справедливость восторжествовала – Золоторог, оказался в наручниках на скамье подсудимых в Бабушкинском районном суде. Его судят по статье 190 части 4 Уголовного кодекса Украины – мошенничество, совершенное в особо крупных размерах. Ему грозит от пяти до двенадцати лет лишения свободы с конфискацией имущества. Первое судебное заседание вызвало широкий резонанс – к процессу было приковано внимание как региональных, так и общенациональных СМИ. Но справедливого вердикта и, соответственно, неотвратимости наказания добиться пока что не удается. Причина тому банальна – договрняк, процессуальная диверсия, и умышленное затягивание судьями и стороной защиты судебного процесса. Более того, меня, который проходит по делу в качестве потерпевшего, пытаются обвинить в… давлении на суд”, – заявил Константин Бильцан.
“Первым делом, что сделали ВСЕ «честные» судьи Бабушкинского районного суда в ходе разбирательств – умышленно взяли самоотвод. Апелляционный суд Днепропетровской области, следующим местом рассмотрения данного уголовного производства определил – одиозный Жовтневый райсуд города Днепропетровска.
Жовтневый райсуд известен днепрянам, помимо всего прочего, не только рядом громких коррупционных скандалов, а ещё и тем, что судьи данного, как и иного другого районного суда Днепра, опасаются выносить самостоятельные решения абсолютно по всем делам, предварительно не согласовав их с председателем суда, на данном примере – с Вадимом Гончаренко. Это только по закону председатель судье не указ, но в реальной жизни он для него самый главный начальник. Именно председатель суда распределяет нагрузку и премии. Но это только начало. Когда судья начинает работать, председатель полностью определяет его нагрузку, «расписывая» ему дела.
Это особенно важно, потому что все судьи в Днепре, как и в целом по Украине, страшно перегружены. Неудобный председателю судья рискует получать большое количество сложных дел, что приведет к срыву сроков и ошибочным решениям (то есть таким, которые будут отменены в более высокой инстанции). А это два самых важных показателя, по которым оценивается работа судьи, — соблюдение сроков и «стабильность судебных решений» (отношение общего количества решений к отмененным). Нелояльный судья может получить больше работы и меньше денег. В Днепре если давят или влияют на суд, то исключительно через председателя”, – говорит Константин Бильцан.
Коллегия судей Кировского райсуда Днепра: Александр Смольняков, Сергей Казак, Сергей Едаменко
И суд над Геннадием Золоторогом – яркий тому пример. На протяжении долгого времени, которое «служители Фемиды» тратят на постоянные переносы судебных заседаний, толи по причине болезни, толи из-за занятости в ином процессе, мошенник целенаправленно избегает заслуженной ответственности, считает правозащитник.
В конце концов, терпение у потерпевших и значительной части, активных днепрян лопнуло. Под зданием суда с сентября позапрошлого года по январь прошлого года небезразличные горожане проводили мирные пикеты. Требование одно: «Честность и прозрачность судебной ветви власти». И в частности – Жовтневого райсуда.
Константин Бильцан, который проходит по делу в качестве потерпевшего, уверен – без коррупционной составляющей в Жовтневом райсуде выносится ой как мало решений.
«Я, и как юрист с отличной репутацией, и как общественный деятель, прекрасно знаю, насколько коррупция пронизала судебную вертикаль власти. Если человек идет в судебные или правоохранительные инстанции за защитой своих нарушенных прав, в большинстве случаев «чёрные мантии» и псевдоправоохранителей интересует вопрос: «А что мы будем с этого иметь?». Дело Золоторога, где, казалось бы, на лицо далеко не единичные факты мошенничества – яркое тому подтверждение. Даже я, имея несколько высших юридических образований, собственную юридическую фирму, бизнес, занимаясь общественной деятельностью, с трудом могу добиться справедливости в тех или иных резонансных вопросах. Причина тому – тотальная коррупция, телефонное право, безнаказанность и круговая порука», – говорит Константин Бильцан.
Дальше – больше. Трое судей Жовтневого райсуда – Сергей Мельниченко, Наталья Ткаченко и Светлана Демидова – обратились в Высший совет правосудия с жалобой на… самого потерпевшего Константина Бильцана. Юрист-потерпевший по делу, который «посмел» объявить во всеуслышание в ходе одного из судебных заседаний, что в Жовтневом райсуде процветает коррупция, договорняки и процессуальная диверсия, оказывается, давит на судей. Более того, возмущенных горожан, которые не побоялись активно высказать свою позицию, эта же тройка судей посчитала инструментом давления.
Но разве требование того, чтобы человек, которого обвиняют в крупном мошенничестве, понес заслуженное наказание, является давлением? Или утверждение, что судебная власть в Украине, о чем открыто говорят в авторитетнейших международных организациях – давление? Это, пожалуй, риторические вопросы.
Коллегия судей Кировского райсуда Днепра: Александр Смольняков, Александра Колесниченко, Сергей Едаменко
В свою очередь поданные Константином и Юлией Бильцан жалобы в Высший совет правосудия на неправомерные действия целого ряда судей Бабушкинского, Жовтневого, Кировского, а теперь уже и Индустриального районного суда города Днепра, а именно: Сергея Мельниченко, Натальи Ткаченко, Светланы Демидовой, Александры Колесниченко, Александра Смольнякова, Сергея Казака, Сергея Едаменко, Натальи Карягиной, Элеоноры Женеску, Андрея Леонова, а теперь уже и Виктории Игнатенко, Людмилы Слюсар, Светланы Зосименко, умышленно не рассматриваются.
Так или иначе, Константин Бильцан будет продолжать требовать справедливости, законности и соблюдения принципа неотвратимости уголовного наказания. “Главное из них – Золоторог должен сидеть в тюрьме. А правосудие в Днепре и во всей Украине должны осуществлять судьи, для которых на первом месте Закон, а не шкурные интересы”, – отметил Константин Бильцан.