В 21 годовщину открытия метрополитена жители Днепра провели набирающий популярность интернет-флешмоб «Манекен челлендж» (англ. MannequinChallenge, mannequin — манекен, challenge — вызов). Обычно участники, как в детской игре «Море волнуется раз», замирают на минуту в разных позах. Десятки жителей Днепра собрались на станции «Метростроевская» и замерли с плакатом «Филатов не требуй откат, начинай строить метро. Деньги на счетах уже 3 года».
Об этом сообщает Интернет-издание «ДНЕПР. ГЛАВНОЕ» со ссылкой на Кстати+.
Таким образом, жители Днепра привлекли внимание к тому, что сегодня, спустя 21 год с открытия, метро остается «недостроем века», включая всего 6 станций и имея протяженность только 7 километров.
Из-за коррупции городской власти Днепр чуть не потерял более 300 млн евро, выделенных европейскими банками на достройку метро. А из городского бюджета платили около 3 тысяч евро в день за резервирование денег.
Напомним, Днепропетровское метро открыли 29 декабря 1995 года. Строили подземку более 15 лет (торжественная закладка состоялась 20.02.1981 года).
После открытия метро обещали достроить все, но реально “разморозили” и возобновили стройку лишь в 2011 году под руководством губернатора Александра Вилкула. Были начаты взрывные работы для прокладки тоннеля, установка укрепляющих свод чугунных колец и т.д.
В 2012 году Вилкул получил у европейских банков – ЕБРР и ЕИБ – более 300 млн евро на достройку метро. Деньги европейцы предоставили на самых выгодных условиях для инфраструктурных объектов на территории стран СНГ: отсрочка выплат – 4 года, ставка всего 1,5% годовых. Кроме того, тело кредита должно было возвращаться не из городского бюджета, а из государственного.
После получения денег была проведена первая, техническая, часть тендера на строительство метро. Оставалось провести экономическую честь тендера – выбрать из тех, кто предложит меньшую цену. То есть, с тех пор до настоящего времени деньги находились на инвестиционных счетах.
Если бы три года назад стройка стартовала, как и предполагалось по первоначальному графику, то три новые станции метро были бы открыты уже в конце 2016 года. Но, в начале 2014 года власть поменялась. Новое руководство Днепропетровской ОГА, в которое входил Борис Филатов, ставший потом мэром, снова заморозило строительство.
Как писали в начале 2015 года СМИ, «один из потенциальных участников тендера сообщил, что причина остановки тендера проста. Один из руководителей области требует ни много ни мало – 10% от стоимости тендера. Т.е. цена вопроса в 35 млн евро. И пока эти деньги не будут переданы, тендер проводиться не будет”.
«Почти три года деньги были на инвестсчетах Днепра, и город платил за их резервирование почти три тысячи евро в день. Вот и цена лжи мэра», – заявил политический эксперт Сергей Быков.