Почему Игорь Македонский написал заявление об увольнении? И есть ли в отрасли такой специалист, который будет на этом посту лучше Македонского?
О том, что обязанности начальника департамента здравоохранения сегодня исполняет замначальника Елена Луговая, две недели назад мы узнали по чистой случайности. Узнали и удивились. Обычно увольнения и назначения такого порядка являются резонансными, их аргументируют и объясняют, а здесь – полнейшая тишина, пишет “Горожанин”.
Учитывая то, что последний год облздравом руководил человек с именем, популярный и уважаемый медик, доктор наук, заслуженный врач Украины, его внезапный уход не может не вызвать вопросов. Еще три недели назад теперь уже экс-начальник департамента Игорь Македонский делился с журналистами планами на будущее, рассказывал о нюансах предлагаемой Минздравом отраслевой реформы, и вот те на — молча ушел.
По сей день неизвестен перечень фамилий кандидатов на освободившееся место. Циркулируют только слухи, причем о явно удивительных кадрах – очень бывшем начальнике облздрава Р. Василишине (якобы за него тянет мазу нардеп Шипко) и какой-то анонимной завкафедрой запорожского вуза. Хотя здравоохранение, да еще в период реформ, – это та отрасль, шутки с которой до добра не доведут. Достаточно напомнить, что Македонский сменил на этом посту печально известную Валентину Гинзбург, с чьей легкой руки здравоохранение в области было доведено едва ли не до полной ликвидации.
Испытание войной
Давайте попробуем слегка проанализировать работу облздрава в 2014-2015 годах, когда его возглавлял Игорь Македонский. Может, в этом кадровая собака зарыта?
На первое место среди положительных результатов я бы поставила решение Македонского вернуть на первичное звено специализированных врачей-педиатров, которые подстраховывали свежеиспеченных в рамках реформы широкопрофильных семейных врачей. Также была возобновлена подготовка узких специалистов, что крайне важно для региона, учитывая тот факт, что при Гинзбург даже врач-терапевт стал по причине «реформ» довольно редкой профессией.
Отрасль Македонскому досталась в сложное, мягко говоря, время. И не только по причине негативных последствий действий реформаторов. Главные проблемы возникли вокруг АТО и раненых, а что такое военная медицина, поначалу не знал никто, система была уничтожена. А нужно было развести потоки раненых по 15 больницам, скоординировать работу станций скорой помощи, станций переливания крови, бюро СМЭ и многое-многое другое. И в кратчайшие сроки выработать бесперебойную систему предоставления медицинской помощи, физической и психологической реабилитации для участников АТО и переселенцев.
В общей сложности медицинская помощь была оказана 5156 прибывшим из зоны АТО. Было прооперировано более 2 тысяч раненых, для транспортировки которых задействовали более 213 бригад «скорой». Затраты облбюджета составили 21,8 миллиона (при этом, несмотря на существенные и непредвиденные затраты на войну, удалось найти 53 миллиона для программы по онкологии и закупить линейный ускоритель для специализированного стационара).
За короткий срок было налажено сотрудничество с Латвией, Литвой, Эстонией, Турцией, Израилем, куда на реабилитацию было отправлено 83 раненых. А 55 человек с тяжелыми ранениями были направлены на реабилитацию в Польшу.
Не стоит забывать и о переселенцах. Сегодня их в области под 100 тысяч. Все они вовремя получают медпомощь, в том числе психологическую реабилитацию. Так, в состоянии острого стресса через антикризисный центр уже прошло более 5 тысяч человек, в том числе 2 тысячи детей.
Сотрудничество с волонтерами было выведено на высокий уровень. Благодаря активной работе последних при помощи ОГА больницы области получили медикаментов на сумму около 10 миллионов гривен. Для бойцов, направляемых в зону АТО, было напечатано более 3 тысяч методичек «Помощь в условиях боевых действий».
К слову, днепропетровскому Бюро судмедэкспертиз протокольным решением совещания в Администрации Президента от декабря прошлого года была поручена работа с неопознанными трупами, привезенными с территории Донецкой и Луганской областей. Таких экспертиз с привлечением молекулярно-генетических, иммунологических, токсикологических и цитологических исследований проведено уже 2876.
Мирные хлопоты
Военные действия не отменяли плановой работы по развитию здравоохранения области, и ею Македонский занимался вплотную.
Ежегодно в области регистрируют около 200 больных с 4-й стадией почечной недостаточности, а вопрос лечения гемодиализных больных был одним из проблемных. Но в июле прошлого года после ремонта и замены оборудования на 21 современный аппарат, поставленный компанией «Fresenius Medical Care», было вновь открыто гемодиализное отделение в больнице Мечникова. В апреле в 4-й горбольнице заработало новое отделение гемодиализа с немецким оборудованием «B.Braun», рассчитанным на оказание помощи одновременно 46 больным. Такое же отделение в рамках частно-государственного партнерства ООО «Медикал групп – Украина» было открыто в 4-й павлоградской больнице, где на инвестиции в 4,3 миллиона гривен провели капремонт, установили системы водоочистки и 6 и аппаратов «искусственная почка».
И детский вопрос Македонский из вида не упускал. В октябре прошлого года в специализированном клиническом центре матери и ребенка им. Руднева было открыто отделение второго этапа выхаживания недоношенных новорожденных.
Отделение детской ортопедии появилось в областной детской больнице. Материально-техническая база этого отделения позволяет проводить все виды операций на современном уровне с интраоперационным рентген-контролем, с использованием современных видов имплантов и пластических материалов.
Путем объединения подразделений акушерской и неонатологической служб трех учреждений был создан и второй областной перинатальный центр 3-го уровня, тем самым обеспечены условия для предоставления перинатальных услуг для каждых пятых родов в области.
Оргпроблемы
Были сделаны определенные шаги и в сфере борьбы с коррупцией. К примеру, с осени прошлого года единым распорядителем средств на закупку медикаментов и материалов для военнослужащих определили КУ «База специальной медицинской поставки», что в конечном счете дало возможность снизить стоимость закупки лекарств на 25%.
Стоит вспомнить и о том, что между облздравом и международной организацией «Management Sciences for Health, Inc.» был подписан Меморандум о выполнении Проекта международной техпомощи «Системы улучшенного доступа к лекарственным средствам и фармацевтическим услугам». В Днепропетровске тогда провели три тренинга «Рамочные соглашения в системе госзакупок», обучение на которых прошло 75 человек.
А 20 мая этого года, буквально в канун увольнения Македонского, было подписано субсидиарное соглашение между МОЗ и нашей ОГА о реализации проекта «Поддержка реформирования охраны здоровья Днепропетровской области». Цель проекта – усовершенствование первичной медико-санитарной помощи и создание трех мощных больниц интенсивного лечения в Днепропетровске, Кривом Роге и Павлограде.
И еще совсем недавно была утверждена областная программа «Здоровье населения Днепропетровщины на 2015-2019 годы», на которую суммарно выделят 155,4 миллиона гривен. Реализовывать программу будет уже не Македонский, вложивший в ее разработку массу усилий.
Вопрос, почему облздрав решили отдать в управление кому-то другому, остается открытым. Как и вопрос о том, почему Македонский написал заявление на увольнение. Ведь на самом деле, не лукавя, отметим: к работе облздрава за время его нахождения на этом посту не было нареканий.
— Удалось сделать многое. Но многое — да, сделать не удалось. Не удалось мне в полной мере вытянуть медицину из политики, сделать ее независимой, аполитичной и не ассоциированной с админресурсом, — сухо ответил «Горожанину» Македонский.
Днепропетровцы хорошо понят во главе здравоохранения области Валентину Гинзбург, и многие сегодня высказывают такую позицию: мол, кто угодно, лишь бы не она. Позиция в корне неверная и ущербная. Руководить такой сложной государственной отраслью должен очень хороший специалист и очень порядочный человек. Вот и возникает вопрос к новому главе ОГА Валентину Резниченко и его советникам: может, с учетом сложности сегодняшней ситуации не стоит разбрасываться действительно хорошими специалистами? И если существует какой-то неведомый общественности личный конфликт, может быть, стоит через него перешагнуть?
Автор: Ольга Юдина