В пятницу, 11 ноября в Днепре, на площади имени 80-летия Днепропетровщины демонтировали мемориальные доски, посвященные Леониду Брежневу, Владимиру Щербицкому, а также истории области . Согласно информации, опубликованной наофициальной странице в фб городского коммунального предприятия «Муниципальная полиция», демонтаж проводился силами самих муниципальных полицейских и представителей общественной организации «Сич» по инициативе народного депутата Андрея Денисенко. Забеба решила изучить историю вопроса.
Об этом сообщает Интернет-издание «ДНЕПР. ГЛАВНОЕ» со ссылкой zabeba.li.
29.02.2012 года тогда еще Днепропетровский городской совет принял решение о присвоении площадке между домами № 56 и 58 по улице Комсомольской наименование: «Площадь им. 80 летия Днепропетровской области». Тем же решением Кировский райсовет обязали заказать проект благоустройства площади, обустроить площадку и установить мемориальные таблички.
Инициатором этого решения выступил Днепропетровский облсовет, и в свою очередь он же профинансировал выполнение работ.
Далее доски были переданы на баланс управления жилищно-коммунального хозяйства районного совета Центрального (бывшего Кировского) района, где и находятся по сей день.
С того времени прошло несколько лет, и после принятия закона о декоммунизации, 29 января 2016 года вышло соответствующее распоряжение мэра Днепра, обязывающее балансодержателей памятников, подпадающих по закон о декоммунизации, провести их демонтаж на всей территории города. Департамент коммунального хозяйства и капитального строительства обязали определиться с местом хранения демонтированных памятников и памятных знаков.
Далее в распоряжении приводится перечень памятных знаков и памятников, которые подлежат демонтажу. И что самое интересное – мемориальные доски, установленные на площади им. 80 летия Днепропетровщины, в этом списке, отсутствуют, то есть по логике вещей демонтажу не подлежат.
За комментариями касательно произошедшего мы обратились к народному депутату Андрею Денисенко, однако получить ответ так и не смогли. Поэтому обратились к его помощнику, депутату районного совета, Кириллу Дороленко, который был участником пятничного демонтажа.
По его словам, работы проводились согласно закону Украины о декоммунизации. «О проведении демонтажа уведомили КП «Муниципальная полиция» — работа проводилась под их присмотром (Позже мы узнали, что в проведении работ организаторам помогали сотрудники КП «Днепрводоканал» так как сама «Муниципальная полиция» не имела технических возможностей убирать памятники). На месте старых могут быть установлены новые – инициатором этого может выступить и территориальная громада, — сказал помощник нардепа. — Пока не могу сказать за чей счет это будет проведено, возможно, за бюджетные средства, а возможно и за частные».
По информации, полученной в КП «Муниципальная полиция», доски отвезли на склад одного из коммунальных предприятий.
Инициаторы демонтажа видимо забыли, что работы должны проводиться балансодержателем памятников. Мы обратились за комментариями в управление жилищно-коммунального хозяйства Центрального райсовета, и его руководитель Латышев Дмитрий Игоревич нам сообщил, что о проведении демонтажа их никак не уведомили, и только после нашего сообщения они узнали о произошедшем. Также он сказал, что сегодня они выехали на место и подтвердили отсутствие двух досок и двух барельефов. По факту пропажи приняли решение обращаться в полицию.
В дополнение к этому Дмитрий Игоревич сообщил нам, что стоимость всего установленного комплекса составляет около 2 млн. гривен. Стоимость поврежденного имущества еще предстоит оценить.
Мы также обратились в полицию с просьбой прокомментировать произошедшее. Пресс-секретарь Главного управления Национальной полиции в Днепропетровской области Анна Старчевская нам сообщила, что никаких заявлений ни от балансодержателя памятников, ни от организаторов демонтажа в полицию не поступало.
Может ли проведенное мероприятие квалифицироваться как вандализм? Точного определения вандализму в украинском законодательстве нет, но статья 298, п. 2 криминального кодекса определяет что за «Умышленное незаконное уничтожение, разрушение или повреждение объектов культурного наследия или их частей — наказываются штрафом до 103 350 грн. или ограничением свободы на срок до трех лет.
Будет ли проведено расследование по факту демонтажа, мы еще увидим. Радует, что если что, Андрею Денисенко будет из чего компенсировать ущерб, ведь согласно его декларации, дома у него хранится более 5 млн грн. наличкой. Надеемся, он их еще не потратил.