Государство всерьез взялось за коммунальную сферу после вступления в силу Закона «О жилищно-коммунальных услугах». Сейчас все владельцы квартир в многоэтажках должны определиться с формой управления своими домами и подписать новые договоры с выбранными поставщиками воды и отопления. Хотя не секрет, что в большинстве случаев поставщики этих услуг являются монополистами в своих регионах. А недавно Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ вынесло на обсуждение проект закона, в котором предлагается создать Государственную жилищно-коммунальную инспекцию, пишут “Факты“.
По словам чиновников, главная цель законопроекта — установка на законодательном уровне механизма государственного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение защиты прав и интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг, определение органов, которым будет предоставлены полномочия по осуществлению мероприятий государственного контроля.
Согласно законопроекту, Государственная жилищно-коммунальная инспекция станет центральным органом исполнительной власти и должна контролировать поставщиков коммунальных услуг, а также чтобы и потребители, и поставщики услуг, соблюдали требования законов и заключенных между ними договоров об обслуживании. Таким образом, украинцы смогут пожаловаться в инспекцию на отсутствие горячей воды, холодные батареи, завышенные и необоснованные тарифы и так далее.
В свою очередь, инспекция сможет контролировать все сферы жилищно-коммунального хозяйства, начиная с тепло- и водоснабжения и заканчивая обращением с отходами и контролем за захоронениями. Госинспекторы смогут проверить качество питьевой воды, правильно ли подключили (или отключили) абонента к сети водоснабжения и водоотведения, вывозят ли и утилизируют ли мусор согласно нормам, сообщают ли компании о смене своих тарифов и так далее.
Судя по темпам подачи и принятия правительственных законопроектов новой Верховной Радой, этот документ может быть утвержден уже в ближайшее время. Но возникает ряд вопросов. В частности, нужно ли усиливать государственный контроль за сферой жилищно-коммунальных услуг, создавая Государственную жилищно-коммунальную инспекцию?
«На мой взгляд, независимый центральный орган государственного контроля в сфере ЖКХ просто необходим украинцам, поскольку на сегодня такая структура отсутствует в центральных органах исполнительной власти, — сообщил «ФАКТАМ» президент ГО «Украинская организация защиты потребителей услуг» Олег Титамир. — Ведь из-за ряда факторов, таких как устаревшая коммунальная инфраструктура, изношенные теплосети, полусгнившие трубы для водоснабжения и тому подобное, качество жилищно-коммунальных услуг, к сожалению, очень низкое.
Типичные примеры: еле теплые трубы отопления, температура в комнатах — ниже нормативов или же пакет услуг на содержание домов и придомовых территорий выполняется процентов на 70. И очень часто потребители не знают, в какую инстанцию жаловаться, чтобы отстоять свои права. Чуть ли не единственная альтернатива — обратиться к руководству предприятия с актом-претензией. Но, как правило, добиться перерасчета за некачественную жилищно-коммунальную услугу весьма проблематично, так как, по сути, коммунальное предприятие контролирует само себя. Да, например, в Киеве, можно попытаться пожаловаться на горячую линию 15−51. Но туда можно дозваниваться полдня.
Есть еще Укрпродпотребслужба. Однако практика показывает, что этот орган фокусируется на контроле качества продуктов, а в сфере ЖКХ у него весьма низкая компетенция. В крайнем случае можно обратиться с иском к поставщику жилищно-коммунальных услуг в суд, но, опять-же, все мы знаем, как работают украинские суды. Рассмотрение дела может длиться год и более, и не факт, что и здесь удастся добиться правды. Получается замкнутый круг, который как раз и призвана «разорвать» Государственная жилищно-коммунальная инспекция”, — считает Титамир.
Но тут возникает вопрос: может ли этот новый орган контролировать качество предоставления жилищно-коммунальных услуг? Хватит ли у него полномочий и возможностей?
«Теоретически — да, но на практике сомнительно, так как процедура фиксации факта ненадлежащего качества жилищно-коммунальных услуг очень запутанная, и в этой процедуре большую роль играет сам поставщик, — рассказала «ФАКТАМ» эксперт Центра структурной политологии «Выбор» Лилия Брудницкая. — Если в итоговом законе грамотно будут выписаны функции инспекторов, возможно, начнутся позитивные изменения.
Хочу напомнить, что есть закон о коммерческом учете жилищно-коммунальных услуг, есть Закон «О жилищно-коммунальных услугах», есть ряд постановлений Кабинета министров, которыми предписывается потребителю оплачивать услуги в полном объеме, а за задержки начисляется пеня, и начисление самой платы имеет заявочный характер. То есть априори считается, что поставщик всегда прав. Как новая инспекция будет действовать с учетом требований законодательства, под которые есть также вердикты Верховного суда Украины, неясно”, — отметила Брудницкая.
Не мене интересен вопрос: сможет ли инспекция защитить права потребителей при начислении тарифов, учитывая, что зачастую поставщиками являются компании-монополисты?
«Жилищно-коммунальная инспекция не будет иметь исключительных полномочий в сфере контроля над тарифами, — считает Олег Титамир. — Так как, например, тариф на содержание домов и придомовых территорий, на вывоз бытовых отходов устанавливает местная власть, на газ и отопление — во многих случаях тоже, плюс здесь действуют специальные обязательства Кабмина на компенсацию государством коммунальным предприятиям разницы между рыночной ценой и ценой для бытовых потребителей. Последнее касается и электроэнергии.