Раз в два года Госстат проводит исследование домохозяйств, направленное на изучение их восприятия собственной бедности. Социологи в этом случае говорят о депривации, под которой понимается сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять потребности человека – психофизиологические, либо социальные.
Об этом сообщает Интернет-издание «ДНЕПР. ГЛАВНОЕ» со ссылкой на «Сегодня«.
Не менее 95% опрошенных осенью 2017 года считали признаками бедности отсутствие таких возможностей:
– не отказывать себе в самых необходимых недорогих продуктах питания;
– хотя бы через день потреблять блюда с мясом, курятиной, рыбой (или их вегетарианским эквивалентом);
– обновить верхнюю одежду и обувь для холодного времени года для взрослых один раз в 5 лет, приобрести при необходимости новую одежду и обувь для детей;
– купить телевизор, холодильник, стиральную машину или телефон (в том числе мобильный);
– иметь жилье в нормальном состоянии, водопровод, ванную или душ, увеличить имеющуюся жилую площадь, которая не превышает 5 кв. м на человека, своевременно оплачивать счета за жилье и услуги, поддерживать достаточно теплую температуру в своем жилище (приобрести топливо, обогреватель и т.п.) в течение отопительного сезона;
– оплачивать услуги врача (кроме стоматолога) и назначенные им обследования и процедуры, жизненно необходимую хирургическую операцию или лечение в стационаре, покупать лекарства, назначенные врачом;
– обеспечить лицам, входящим в состав домохозяйства, получение профессионального образования;
– позволить себе неожиданные необходимые расходы за счет собственных ресурсов.
Госстат отмечает, что улучшение потребительских возможностей населения по сравнению с 2015 г. (предыдущим исследованием), произошло по большинству признаков и практически во всех группах населения. Однако показатели 2013 года остаются абсолютно лучшими в период с 2007 г.
Улучшение не коснулось количества семей, которые оценили себя как «глубоко бедных».
Наиболее распространенными лишениями (финансовыми ограничениями) во всех группах населения были:
– нехватка средств для удовлетворения неожиданных необходимых расходов за счет собственных ресурсов – 60% (в 2015г. – 64%)
– нехватка для недельного семейного отдыха вне дома один раз в год – 52% (55%);
– нехватка средств для оплаты необходимых товаров и услуг здравоохранения – 30-27% (32-27%);
– отсутствие автомобиля – 29% (29%);
– отсутствие в населенном пункте учреждений, оказывающих бытовые услуги – 20% (22%)
– необеспеченность населенного пункта услугами экстренной медицинской помощи – 15% (15%);
– отсутствие компьютера – 14% (15%).
ЕДА И ОДЕЖДА. О наличии лишений в сфере питания высказались 25% (в 2015 г. – 28%). Среди регионов наибольшая доля таких респондентов в Закарпатской, Ивано-Франковской, Черкасской, Сумской, Херсонской и Винницкой областях (91-34%), наименьшая – в г. Киеве, Ровенской, Полтавской и Киевской областях (7-12%).
Сказали, что не имели достаточно средств для ежедневного потребления недорогих продуктов питания, 9% населения (в 2015г. – 11%).
Не могли позволить себе раз в пять лет обновить одежду и обувь для холодного времени года 26%, приобрести по необходимости новую одежду и обувь для детей – 12% (в 2015 г. соответственно 30% и 15%).
ЖИЛЬЕ. Каждый десятый сообщил об отсутствие жилья в нормальном состоянии. Жилая площадь 5% населения не превышала 5 кв. м на человека. При этом уменьшилась доля украинцев, у которых из-за нехватки средств отсутствовали внутри жилища туалет со сливом (с 22% до 21%), ванная или душ (с 19% до 17%), водопровод (с 17% до 15%).
Наибольшая доля населения, в жилье которого отсутствовал туалет, отмечена в Закарпатской, Винницкой, Ивано-Франковской, Сумской, Житомирской, Ровенской и Кировоградской областях (39-32%). Наименьшая же доля отмечена в более урбанизированных регионах – Харьковской, Запорожской, Днепропетровской, Одесской и Киевской областях (11-15%). Среди опрошенных респондентов из Киева не было таких, жилье которых не имело водопровода, ванной или душа, туалета.
ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗОВАНИЕ. Остаются ограниченными потребительские возможности населения в сфере здравоохранения.
Почти каждый третий опрошенный сообщил, что не смог купить назначенные врачом лекарства, медицинские товары и оборудование, 27-28% – не могли позволить себе воспользоваться необходимыми платными услугами врача (кроме стоматолога), сделать анализы, обследования, процедуры, предназначенные врачом, или оплатить жизненно необходимую хирургическую операцию или лечение в стационаре.
Уменьшилась на 1,6 п.п. до 8% доля респондентов, которые не имели средств для получения профессионального образования.
ОТДЫХ и др. Более половины опрошенных (52%) не имели средств для недельного семейного отдыха вне дома один раз в год (в 2015 г. – 55%). 60% не могли осуществить за счет собственных ресурсов неожиданные необходимые расходы.
13% респондентов сообщили, что страдали от экологических проблем (загрязнение, угольная пыль и т.д.), 9% сказали, что районам, где они проживают, присущие преступления, насилие и акты вандализма.
Уровень бедности по признакам депривации в 2017г. был наибольшим за период с 2007 г. почти во всех группах домохозяйств. Наибольший рост произошел в группе домохозяйств, в составе которых есть неполные семьи (на 11 п.п.), в многодетных домохозяйствах (на 6 п. п.).
На рост за последние два года бедности по признакам депривации больше всего повлияло ухудшение возможностей домохозяйств поддерживать достаточно теплую температуру в своем жилище, иметь жилье в нормальном состоянии, своевременно и в полном объеме оплатить жилищно-коммунальные счета, а также арендные, ипотечные платежи, платежи по потребительским кредитам. Распространенность этих признаков в домохозяйствах увеличилась по сравнению с 2015 г. в 1,1-2 раза.
Также был проведен анализ распространения бедности по признакам депривации среди населения, которое страдало от других форм бедности. В 2017 г. среди населения, которое считается бедным по расходам, 11% были одновременно бедными и по признакам депривации. Среди населения, бедного по критерию дохода ниже фактического прожиточного минимума, 16% были одновременно бедными по признакам депривации (в 2015 г. – 20%). Страдало одновременно от всех трех форм бедности (по расходам, доходам ниже фактического прожиточного минимума и по признакам депривации) 9% населения (в 2015 г. –10%).
Доля населения, страдающего хотя бы от одной из этих форм бедности, составила 57% против 66% в 2015 г.