В Украине растет количество компаний, которые создают компьютерные игры – продукт с высокой добавленной стоимостью, востребованный во всем мире. Пока гиганты IT-аутсорсинга продают зарубежным заказчикам время и знания украинских программистов, в Украине набирает обороты индустрия разработки компьютерных игр. Об этом сообщает интернет-издание «ДНЕПР. ГЛАВНОЕ», со ссылкой на «Экономическую Правду».
Десятки IT-компаний создают в нашей стране конечный продукт с высокой добавленной стоимостью — компьютерные игры. Все они сразу попадают на мировой рынок с оборотом в 137 млрд дол. Уровень дохода некоторых украинских разработчиков игр достигает миллионов и десятков миллионов долларов в год. В Украине подавляющее большинство компаний-разработчиков игр для мобильных устройств, ПК и игровых приставок сосредоточены на создании готового продукта. Это именно то, в чем остро нуждается сырьевая экономика страны.
Мир не считает денег для игр
Более 137 млрд дол заработают создатели компьютерных игр в 2018 году. Такой прогноз дает нидерландская компания Newzoo, занятая консалтингом в сфере игровой индустрии. В 2017 году этот заработок составил 108 млрд дол. Уже сейчас игровая индустрия опережает по доходам киноиндустрию и догоняет спортивный рынок.
Эксперты ведущих исследовательских компаний прогнозируют, что рынок игр в ближайшие годы продолжать расти, как по доходам, так и по аудитории игроков. Это делает геймдев одной из перспективных сфер для инвестиций в мире.
Особенно стремительный рост демонстрирует рынок мобильных игр. Он сделал сногсшибательный рывок за последние 10 лет. Еще в 2012 году это был самый малый сегмент рынка, а в 2018 году он обеспечит более половины всех доходов индустрии — 70 млрд дол.
Украина следует мобильному тренду
Украинский геймдев стремительно развивается: всего за последние несколько лет в сфере разработки игр появилось более 30-ти новых компаний. Такие студии есть в половине регионов страны. В штате десятков студий трудятся от нескольких человек до нескольких десятков человек. Но есть компании со штатом 100, 500 и более 500 человек. Большая часть компаний-разработчиков игр сосредоточены в пяти крупных городах Украины, где есть сильные технические вузы: Киев, Одесса, Харьков, Днепр, Львов.
На счету большинства компаний есть от одной до пяти выпущенных игр. И более 76% украинских студий используют собственное финансирование для создания игр. Стоит отметить, что собственное финансирование украинские разработчики аккумулируют за счет выполнения заказов для крупных зарубежных игровых студий. Следуя мировому тренду, украинские студии больше всего игр разрабатывают для мобильных устройств на ОС Android и iOS. В игровых жанрах отдают предпочтение экшен-играм, головоломкам, стратегиям.
Риски игровой индустрии
Несмотря на годовой оборот в сотню миллиардов долларов, заработать в ней деньги, особенно большие, очень сложно.
“Игровая индустрия — это очень высокорисковая вещь, — говорит основатель и руководитель украинской геймдевстудии Red Beat Артем Мироновский. — Поэтому она находится в сегменте венчурных моделей. Из десяти игр взлетает максимум одна. Но если взлетает, то игра может поднять тысячу процентов ROI (коэффициент окупаемости инвестиций). World of Tanks (игра белорусской студии Wargaming.net, ЭП) в разработке стоил четыре миллиона долларов. Сейчас они зарабатывают полмиллиарда долларов в год. Но так взлетают топовые продукты”.
Киевская компания-разработчик компьютерных игр. Ее специалисты участвовали в создании серий культовых игр Halo, Cossacks 3. Компания работала в проектах таких мировых гигантов, как Crytek, Ubisoft.
У Мироновского есть много примеров, когда игра стоила в разработке 0,5 млн дол, но на рынке ничего не заработала. При том, что создание игры — это сложный скрупулезный подготовительный процесс.
До начала создания игры разработчик формирует некие гипотезы о том, какая игровая механика или какой игровой стиль будет популярен через год-полтора, какой будет средний чек от пользователя и так далее, десятки гипотез. На их основе создаются игры.
Но в этой индустрии, как и в кино, можно сделать качественный продукт, провести грандиозный маркетинг, но игра проваливается. Это называется “не зашла”. В игровой индустрии игра “не заходит” сплошь и рядом. Поэтому разработка игр — это высокорисковый, хотя и высокомаржинальный бизнес.
Как зарабатывают на играх
Как это ни парадоксально, но сотни и миллиарды долларов зарабатывают бесплатные игры. Бесплатная белорусская игра World of Tanks в 2017 году заработала 471 млн дол. Моделей заработка на таких играх много.
По словам сооснователя и руководителя украинской геймбевстудии iLogos Development Василия Черноморова, владельцы игр зарабатывают на размещение рекламы внутри игры и на внутренних покупках, которые совершают игроки. Впрочем, это ключевые модели монетизации игр для мобильных устройств. Игры для ПК и приставок все-таки в основном платные — покупаете игру и играете.
Logos
Была основана в 2006 году группой энтузиастов-единомышленников в Луганске. Сейчас компания разделена на две части. Непосредственно iLogos переехал в Германию и продолжает заниматься разработкой игр. В их портфолио успешная игра Megapolis и Shadow Fight 2. iLogos Development находится в Киеве и специализируется на переделке игр под ПК, приставки или мобильные устройства, а также на геймификации бизнес-приложений.
“Планка уровня качества игры сейчас достаточно высокая, — говорит Черноморов. — Если вы сейчас сделаете игру, на которую потратите немного денег и при этом она будет достаточно качественной, то вероятность того, что вы вернете вложенные деньги очень высокая. Но то, что эта игра станет хитом шанс 1 к 100 или 1 к 500, потому что рынок очень насыщен. В AppStore миллион приложений”.
Киевская геймдевстудия LookInAr сосредоточена на разработке шутера (“стрелялка”, ЭП) в стиле фэнтези для системы виртуальной реальности (VR, ЭП) HTC Vive Pro. Небольшим студиям выходить на рынок игр виртуальной реальности, по словам руководителя LookInAr Вахе Меликяна, сейчас выгодно с точки зрения низкой конкуренции на рынке особенно со стороны крупных разработчиков. Большие игроки пока не хотят тратить деньги на создание VR-игр, потому что на руках у населения пока еще мало VR-устройств.
LookInAr
Компания появилась в 2016 году и сразу занялась разработкой приложений и игр для виртуальной и дополненной реальности. “В этом была основная идея создания компании. Мы чувствовали, что это очень динамично растущий сегмент рынка в масштабах мира. Корни и инвестиции у нас совсем из других видов бизнеса. Нам хотелось немного диверсифицировать свои активы и немного углубиться в IT”, — СЕО Вахе Меликян.
Для заработка на VR-играх студии чаще всего используют модель подписки. Зарабатывать пока трудно, потому что рынок маленький. Продавать свои игры студия будет через Steam — самый известный в мире онлайн-сервис цифрового распространения игр.
“Поскольку опыта у нас в деле распространения немного, мы планируем доверить это профессионалами, — говорит Меликян. — Приходится делиться частью прибыли (примерно 30%, ЭП), но зато ты обеспечиваешь себе больше продаж”.
Скилы украинцев
“Как я уже сказал, аутсорсинг разработки игр — это не очень частое явление, поэтому зарубежные компании стремятся открывать свои офисы в Украине, — рассказывает Мироновский. — Пример компании Ubisoft, у которой уже два офиса в Украине: в Одессе и Киеве. 500 человек сидит в киевском офисе Wargaming”.
По его словам, зарубежные компании открывают офисы в Украине по той причине, что у нас хорошее техническое образование.
Программистов у нас можно найти в достаточно большом количестве. Это люди с нормальной структурой образования, поэтому их можно обучить специфике индустрии. Такая же ситуация с художниками: неплохая академическая школа, достаточно много талантливых людей.
“При наличии качественных технических и художественных кадров у нас цены на их услуги в разы ниже, чем в Северной Америке и в несколько раз ниже чем в Европе. Поэтому это делает Украину очень привлекательной страной для открытия офисов. Качество, которое выдают разработчики из Украины, выше традиционных аутсорсинговых зон типа Китая или Индии, а ценник при этом на уровне или ниже”, – объясняет Мироновский.