В этом году Днепропетровщина потратила на расчистку рек 202 000 000 грн или 34% от всего областного экологического фонда.
Об этом сообщает Интернет-издание «ДНЕПР. ГЛАВНОЕ» со ссылкой на zabeba.li.
Секретарь общественного экологического совета Вячеслав Горобец поставил под сомнение эффективность расчистки рек. Он считает, что это лучший способ спрятать бюджетные деньги, потому что сам процесс очень непрозрачный. Расчистка рек, в том виде, в каком ее проводили на Днепропетровщине, не решает экологические проблемы, потому что борется со следствием, а не причиной. И невозможно оценить результаты.
Директор института природопользования, член-корресподент АН Украины Аркадий Шапарь сказал:
«Чистить реки, как это делается у нас, – это все равно, что замотать горло шарфом и ждать, когда пройдет воспаление легких. Реки заиливаются оттого, что поднят уровень воды из-за плотин, отсюда низкая скорость течения воды. Реку почистили, но все процессы будут продолжаться там же и так же, и через время все вернется на круги своя».
Лауреат государственных премий в области науки и техники Украины, доктор технических наук Олег Скрипник сказал:
«Сейчас в мире применяется несколько технологий расчистки малых рек. Самые примитивные – с использованием драглайна. Плавающие экскаваторы, землесосные машины – более современные, но все эти технологи имеют недостатки и создают проблемы, например, для прибрежных экосистем, которые засыпаются илом. Существуют проблемы утилизации этого ила. Как правило ил находится на берегу и не способствует улучшению экологической ситуации. Расчистка малых рек – это очень сложная гидрологическая и гидрохимическая и гидробиологическая проблема. И так просто вырыть яму и вывалить ил в отвал – это не решение экологических проблем. Этот подход надо совершенствовать с применением наилучших современных разработок»
По информации ученых, на территории Днепропетровщины протекают 521 река общей протяженностью 6338 км. Все они требуют расчистки. Ученые подсчитали, что при таких яростных темпах освоения бюджетных миллионов мы закончим эту работу через 665 лет.
«Дело в том, что не нужно чистить реку на всем ее протяжении, можно выполнить глубокую выемку тем же земснарядом, или две выемки, тут надо считать, учитывать скорость движения воды, перепады высот. Вода сама снесет ил в этот приямок», — сказал Аркадий Шапарь.
А вот что сказал по поводу расчистки рек завкафедрой экологии ПГСА профессор Григорий Шматков:
«Свое слово перед проектными работами должны сказать гидрогеологи, экологи. Они должны сказать, надо ли чистить всю реку. Может быть, достаточно в ключевых местах создать течение. Если предварительно исследовательские работы были проведены, то потом разрабатывается техническое задание, технико-экономическое обоснование, в процессе работ ведется авторский надзор проектировщика и все документируется. Если экологи-общественники в чем-то сомневаются, они могут запросить эти документы, привлечь экспертов – или из нашего института или из других – в Днепре есть специалисты. И они уже точно скажут – надо ли чистить к примеру Базавлук от точки А до точки Б, или это волюнтаристское решение. К сожалению, к науке плохо прислушиваются».
В департаменте провели тендер на разработку методических рекомендаций по обоснованию параметров экосистем суббассейнов и порядку проведения работ по улучшению гидрологичных режимов. 10 ноября с Институтом природопользования подписан договор на создание такой методички. Ученым заплатят 99 000 грн за научный труд. Работы будут выполнены по следующим направлениям: