4 июля в Международный день реки Днепр в Институте проблем природопользования и экологии НАН Украины состоялся круглый стол, на котором обсуждались современные проблемы реки Днепр. Мы внимательно послушали доклады ученых, представителей органов власти, местного самоуправления – и приведенные ими цифры вкупе с комплексом проблем реки нас отнюдь не порадовали. Но обо всем по порядку.
Об этом сообщает Интернет-издание «ДНЕПР. ГЛАВНОЕ» со ссылкой на zabeba.li.
По словам члена-корреспондента НАН Украины Аркадия Шапаря в прошлом году Институт уже поднимал проблему возможной гибели реки Днепр из-за разрушительной деятельности человека. Тогда ученые обращались и в местные органы власти, и к кабинету министров, и к президенту, однако за год так ничего и не было сделано. Впрочем, и действия местных властей (в первую очередь областных) по мнению ученого малоэффективны.
«Проблема никак не решится если пытаться то там почистить, то тут – лишь отдельные участки. Такая система чистки неэффективна. Достаточная скорость движения реки и стоков нужна для нормального функционирования Днепра, а она уже сейчас серьезно нарушена. Из-за каскада озер, а нынешняя система водохранилищ по сути превратила Днепр из мощной реки в систему озер, ежегодно с огромной площади водной глади происходит мощное испарение воды. В результате площадь самих водохранилищ уменьшается. Так только на Кременчуцком водохранилище ежегодно острова увеличиваются по площади на 600 га. Вторая проблема — это ил. По нынешним оценкам ил составляет от 15 до 20% водного объема реки. То есть из системы озер, мы постепенно перейдем к системе болот».
Но главной проблемой для Днепр являются плотины и система ГЭС.
«Только в СССР, а теперь и в Украине строили ГЭС на таких равнинных реках как Днепр. Мало того, что из-за них на Украине затопили огромные площади плодородных земель, так еще и убивают реку с которой берут воду для миллионов людей. Говорить об эффективности гидроэлектростанций не приходиться. К примеру, если на территории Каховского водохранилища разместить солнечную электростанцию, то ее мощность будет в 200 раз больше чем та электростанция, которую собираются построить на этом водохранилище. Но у нас решили иначе».
Еще одна проблема Днепра – это гибель рыбного хозяйства. Ученые института привели в пример воспоминания военного инженера Гийома Левассера де Бопла́на который в 17 веке был на польско-литовской службе на территории Украины.
«Инженер писал, что воды Днепра настолько богаты рыбой что однажды рыбаки, вытащив сети насчитали в них около 2 тысяч рыб каждая по футу минимум. А сейчас загрязнение реки попросту убило рыбное хозяйство. Только в 2014 году в Днепр было сброшено 6,3 млрд куб. м. стоков – от коммунального хозяйства, шахтно-карьерных и прочих промышленных стоков. В последний год количество промышленных стоков уменьшилось по причине того, что часть предприятий временно прекратили свою работу. Тем не менее только за последний год в Днепр «попали» 16 млн тонн сухого остатка, 46,5 тыс. тонн нитратов. Предельно допустимые концентрации марганца в Днепре превышены в 3-7 раз, меди в 13-23 раза, фенолов в 4-6 раз, железа в 4 раза, цинка в 1,5 раза. Даже на спутниковых снимках прекрасно фиксируется так называемый «западный ручей» — сброс сточных вод заводов Днепра.
В результате уменьшения скорости движения реки и ее загрязнения в последние годы впервые фиксируется цветение Днепра, что в принципе не может быть на таких мощных полноводных реках».
Также ученые в последние годы проводят постоянные замеры и математические расчеты по основным показателям реки Днепр.
«Уровень испарений с водной поверхности за 100 лет увеличился в 10 раз. Из-за загрязнения природная фильтрация сократилась в 20 раз. Сократился боковой приток Днепра от подземных вод. На 25% сократился верхний приток Днепра от его притоков, зато отток воды увеличился в три раза. Поверхностный сток в районе Новой Каховки и близлежащих лиманов в 1900 году составлял 66,9 куб. км. в год. В период 2000-2006 годов он сократился до 42 куб. км. в год. На данный момент сток сократился еще больше. Аналогично с Днепром страдают и его притоки. Так в Самарском заливе Днепровского водохранилища за последние годы в 2 раза увеличилась площадь островов, а интенсивность накопления ила составляет до 3 см в год. В результате загрязнения накопление осадка превышает размыв в 10-15 раз».
С последствиями загрязнений пытаются бороться областные власти. По словам замдиректора департамента экологии и природных ресурсов Днепропетровской ОГА Елены Мальцевой, за прошлый год на Днепре было выполнено 27 природоохранных мероприятий. Главное из них – выпуск 1,2 млн единиц малька в Днепр. Это должно поспособствовать улучшению качества воды в Днепре.
А заместитель начальника Днепропетровского областного управления водных ресурсов Ольга Чехун рассказала, что управление постоянно проводит забор воды из Днепра на 22 пунктах.
«Мы оцениваем состояние воды по 33 пунктам и показателям. По нашим данным качество воды в последние годы значительно не ухудшается, но есть превышение норм по фосфатам, фенолам, сульфатам»
Впрочем, Аркадий Шапарь видит решение проблем Днепра в комплексе.
«Мы понимаем, что стране нужны валютные поступления от продажи электроэнергии, нужно обеспечивать электроэнергией своих граждан. Но не ценой же доступа миллионов людей к питьевой воде! Ведь электроэнергию можно добывать и иначе, а не только строя новые ГЭС. Тем более что в 21 веке вода станет важнейшим ресурсом для выживания человечества. Я считаю, что Днепр как река должна оставаться нетронутой. Речь не только о прекращении сбросов. К примеру, можно не содержать водохранилища, а время от времени закачивать воду в резервуары на более высокий, правый берег для очистки, очищать и использовать для питья и прочих нужд. Вдобавок тем, кто считает, что переход от ГЭС на альтернативные виды добычи электроэнергии будет дороже , я советую подумать – сколько Украина ежегодно тратится на структуры ГЭС, на содержание водохранилищ, на борьбу с последствиями загрязнений, которые вызывает человеческая деятельность. Это миллиарды. Почему в Европе есть металлургические предприятия без труб и в самом центре города, а у нас обязательно надо загрязнять воздух и воду? Может надо направить средства на их модернизацию? Днепр, если сравнить его с живым организмом, — он болен. Возможно еще через 10, 20, может 30 лет мы не заметим кардинальных изменений. Но уже будущее поколение ощутит последствия на себе. Посмотрите на Кривой Рог – там река Ингулец как река практически прекратила свое существование. Надеюсь, что Днепр не постигнет та же участь».