Социолог Орест Белоскурский в своем блоге на Обозревателе размышляет о том, на чем основана популярность продукции студии «Квартал 95» и о том, какова эта популярность.
Социолог считает, что все продукты студии являются не просто медиа-товаром, они представляют собой некий культурный феномен, со своим ценностным содержанием. Иными словами, в творчестве “квартала” были отражены образование, ценности и мировоззрение участников проекта.
Именно в популярности “квартала” социолог пытается найти причину популярности Зеленского и его победы на президентских выборах. Для подтверждения своего предположения, Белоскурский анализирует данные о популярности продуктов студии «Квартал 95» на украинском телевидении. Оказывается, что в пик своей популярности программы «квартала» занимали 2,5 % всего времени украинцев, проведенного у телевизора (в 2017 году). Цифра сама по себе не большая, но сравнить ее можно с объемом всей рекламы на телевидении, занимающей 3,2 % времени вещания.
Таким образом, по мнению Белоскурского, рейтинги Зеленского и продуктов студии «Квартал 95» связаны – именно «квартал» дал Зеленскому старт на выборах и рост его популярности.
Однако в последнее время тенденция изменения популярности «квартала» идет уже не на пользу Зеленскому – в 2020 году медиа-продукция студии занимает всего 0,3 % времени телезрителей. И если Белоскурский прав, тогда такой обвал рейтинга объясняет и спад рейтингов самого Зеленского и его партии. Пока людям был интересен и смешон «квартал» – был интересен и Зеленский.
Теперь же многое меняется. И если вернуться к тезису социолога о том, что «квартал» представлял определенные ценности, выразителем которых стал Зеленский, то можно говорить об определенной трансформации ценностей украинцев. А новые ценности потребуют и новых действий и новых людей во власти.