На днях был опубликован новый рейтинг кандидатов в президенты Украины. Опрос провели совместно Киевский международный институт социологии, Центр Разумкова и социологическая группа «Рейтинг».
Об этом пишет новостной портал «Комментарии.UA», сообщает Инернет-издание «ДНЕПР. ГЛАВНОЕ».
Лидером гонки остается Юлия Тимошенко, которая набирает 21% и с разницей почти в два раза опережает ближайших конкурентов. За ней идут:
Владимир Зеленский – 11%
Анатолий Гриценко – 10%
Петр Порошенко – 10%
Юрий Бойко – 9%
Олег Ляшко – 8%
Святослав Вакарчук – 6%
Евгений Мураев – 5%
У остальных кандидатов – менее 5%. При этом социологи отмечают: из-за появления в списке Мураева существенно уменьшился показатель Вадима Рабиновича, который теперь не дотягивает до 4%.
Почему прокремлевских политиков нужно считать таковыми
Правда, для Рабиновича это уже не имеет принципиального значения. На прошлой неделе «Оппозиционная платформа – За жизнь» формально выдвинула его единым кандидатом, но он демонстративно отказался, сославшись на религию. Мол, став у руля государства, он закончил бы войну на Донбассе и вывел бы страну из экономического кризиса, но не имеет морального права, будучи иудеем, выступать арбитром для православных украинцев, чем якобы предстоит заниматься будущему президенту. По итогу единым кандидатом предсказуемо был выдвинут более рейтинговый Бойко.
В свою очередь, Виктор Медведчук, возглавляющий политсовет партии «За жизнь», заявил, что на президентских, парламентских и местных выборах объединенные «оппозиционеры» будут представлять «интересы жителей Юго-Востока, русскоязычного населения и всех тех, кто понимает необходимость кардинального изменения политики нынешней власти».
Недавно же Бойко и Медведчук лишний раз подтвердили, почему их политсилу следует считать прокремлевской. Бойко в эфире российского телеканала выступил за прямые переговоры Киева с боевиками «ДНР» и «ЛНР», транслируя кремлевские требования, направленные на дальнейшую дестабилизацию в Украине. А Медведчук, отказываясь признавать Россию агрессором, призвал Банковую «поблагодарить» Кремль за то, что он «добровольно взял на себя обязательства посредника».
Что касается Мураева, до недавнего времени, согласно журналистским расследованиям, за ним стоял российский олигарх Олег Дерипаска. Сейчас Мураев как бы в свободном плавании, продолжая играть на том же электоральном поле – юго-восточном. Есть версия, что теперь его использует уже Порошенко, чтобы сократить поддержку Бойко, который дышит в спину действующему президенту в предвыборной гонке.
Как бы там ни было, ключевой вопрос состоит в том, удастся ли пророссийским силам в Украине совершить реванш, и какое вообще будущее их ждет.
Способны ли «регионалы» на «камбэк»
Историк и публицист Вахтанг Кипиани считает, что прокремлевские политики могут вернуться к власти по двум причинам.
«Первая – существование в обществе мощной пятой колонны, вчерашних советских людей. Тех, кто выбирал Симоненко и Януковича. Тех, которые считают, что Путин и Лукашенко являются образцами настоящих политиков. Тех, кто голосовал за уголовника раньше и готовы проголосовать за уголовника сегодня», – говорит Кипиани.
По его словам, вторая причина – это ошибки действующей власти.
«Слишком много корысти, странных назначений, популизма – и это разочаровывает. А на этой почве возможен реванш не только пророссийских сил, но и тех, кто вроде бы и не за Россию, но делает вид, что войны нет», – полагает Кипиани.
Политолог Евгений Магда отмечает, что реванш пророссийских сил возможен, но в большей мере на парламентских выборах, чем на президентских.
«Есть потенциал для админресурса, но его существование и возможность это использовать – две большие разницы. Говорить на 100%, что будет использовано и этого нужно бояться, я бы не стал. Если реванш произойдет, это будет не столько победа реваншистов, сколько поражение тех сил, которые называют себя демократическими», – подчеркивает Магда.
В свою очередь, политолог Владимир Фесенко считает, что «камбэк» прокремлевских сил, такой, как был во времена президентства Виктора Ющенко, Украине в ближайшей перспективе не грозит.
«Парадоксально, но потеря Крыма и части Донбасса привели к тому, что арифметически электорально те политические силы, которые опирались на русскоязычных избирателей, сейчас не могут прийти к власти, потому что у них не хватает голосов для этого, и выборы в парламент это показали. Даже если бы проголосовали все бывшие сторонники «Партии регионов» и коммунистов за «Оппозиционный блок», он не смог бы прийти к власти, поскольку не получил бы большинство, которое получили партии Майдана», – говорит Фесенко.
По его словам, не все бывшие сторонники «регионалов» сейчас поддерживают «Оппоблок».
«И что важно: произошел внутренний раскол даже среди русскоязычного населения. Часть его, безусловно, на стороне Украины. Некоторые критически относится к украинской власти, но они поддерживают Украину как государство. Часть иногда даже симпатизирует сепаратистам и России, но таких меньшинство. Относительное большинство русскоязычных граждан находятся в ситуации когнитивного диссонанса. У них есть критическое отношение и недоверие к нынешней власти, но в то же время их смущает агрессия России, они это видят, их смущают последствия сепаратизма, поскольку они увидели, к чему привели сепаратистские взрывы на Донбассе – к войне и разрушениям. Они не хотят повторения этого в Харькове и в Одессе», – подчеркивает Фесенко.
«Электоральным гетто» называет пророссийские настроения в Украине социолог Александр Вишняк.
«Речь идет о 20% избирателей, выше этой планки прокремлевские силы не прыгнут, дальше стена. Выйти на проценты, которые они получали до Майдана, уже невозможно. 10% их электората ушли вместе с Крымом и частью Донбасса. В ближайшем будущем эти территории в электоральное поле не вернутся. А еще 10% пророссийские силы потеряли из-за репутационного провала. Многие, кто голосовал за них ранее, после кремлевской агрессии переметнулись в другой лагерь», – отмечает Вишняк.
Даже если представить, что до выборов оккупированные районы Донбасса все же вернутся под контроль Украины, общенациональные рейтинги пророссийских кандидатов и партий сильно бы не выросли, полагает социолог.
«Там бы у них была значительная поддержка, – говорит Вишняк. – Возможно, немного меньше, чем было до войны, но суммарно они бы получили там примерно 70% голосов. Другой вопрос, что на всеукраинском уровне это прибавило бы им максимум 5%».
Прокремлевская ниша в Украине: быть или не быть
Если исходить из того, что реванш пророссийских сил невозможен, возникает другой вопрос: какие вообще перспективы им светят? Есть основания полагать, что в будущем они обречены на постепенное и неизбежное исчезновение. Здесь стоит выделить два фактора.
Исследования показывают, что главной проблемой в стране подавляющее большинство украинцев считает войну на Донбассе. Это же большинство расценивает Россию как агрессора, а украинские «друзья Кремля» призывают «благодарить» РФ за «посредничество». Таким образом, пока оккупированные территории не вернутся под контроль Киева – а на это может уйти еще не одно десятилетие – политики, занимающие такую позицию, будут становится все более маргинальными.
Окончательно смести их с политической сцены может смена поколений. Сегодня пророссийские силы пользуются поддержкой преимущественно на Востоке и Юге страны, но в основном им симпатизируют пенсионеры и люди предпенсионного возраста. (К слову, среди сторонников Бойко и Рабиновича, по данным фонда «Демократические инициативы», больше всего тех, кому за 60). Соответственно рассчитывать на живучесть своей целевой аудитории прокремлевским политикам не приходится.