Ситуация с национализацией государством «Приватбанка» и разгребания оставшихся завалов здорово напоминает анекдот про девушку, которая пришла к стоматологу. Врач включил бормашину, а пациентка села в кресло, улыбнулось и крепко взяла рукой доктора за самое дорогое для мужчины место. И, улыбнувшись, предупредила: «Доктор, мы же не будем делать друг другу больно?»
Об этом сообщает Интернет-издание «ДНЕПР. ГЛАВНОЕ» со ссылкой на zabeba.li.
Глава правления ПриватБанка Александр Шлапак оставил свою должность. Его заявление об отставке 20 июля удовлетворил наблюдательный совет финучреждения. Впрочем, война за наследство ПриватБанка от этого не закончится. Наоборот, стороны конфликта демонстрируют готовность идти дальше и повышать ставки. И если ориентированные на Порошенко правоохранительные органы действуют постепенно, расследуя выведение капитала из банка перед его закрытием и кредиты, выданные связанным структурам, то Коломойский заранее расставляет на этом пути такие ловушки, что доводить дело до конца президенту может выйти себе дороже.
Государственная машина действует «в лоб», разрабатывая дела Привата по стандартной схеме и авансом озвучивая обвинения для создания правильного информационного фона. Так, Генпрокуратура открыла дело о доведении ПриватБанка до неплатежеспособности. На данный момент следователи открыли уголовное производство по ст. 218 (Фиктивное банкротство), ст. 220 (Сокрытие устойчивости финансовой несостоятельности) Уголовного кодекса Украины. К аргументам соратников Коломойского мы перейдем чуть ниже, а пока перечислим остальные обвинения.
Всего уже проведено 5 служебных расследований и открыто 9 уголовных дел. Для понимающих людей очень важным является еще один момент. Самый гуманный Печерский суд встал на сторону Генпрокуратуры и разрешил следственной группе Главного следственного управления Генпрокуратуры временный доступ к документам, которые составляют банковскую тайну и находятся во владении ПАО КБ ПриватБанк. Не забываем и про то, что ГПУ вместе с САП проводят следственные действия по поводу выведения средств из банка перед самой национализацией. Сумму предварительно озвучивают в размере 500 миллионов долларов. Правоохранители считают это очень мощным рычагом, да вот только получилась палка о двух концах.
В принципе, чтобы утопить Коломойского и его команду в уголовных делах и судебных исках успешной реализации уже начатого вполне достаточно. При условии, что все эти процессы таки действительно будут выиграны государством в судах. Что совсем не гарантировано. Но Приват ставит вопрос не только о состязательном процессе, аргументах обвинения, защиты и убедительности доказательств. Для Коломойского такая форма борьбы слишком проста. Фактически днепропетровская команда с самого начала тонко интересуется у власти – какую цену та готова заплатить за победу. Потому что тонуть в одиночестве приватовцы не собираются – они готовы прихватить с собой очень и очень многих дорогих президенту людей. А там, чем черт не шутит – может утянуть и «самого». До выборов два года и начинать затяжную войну с противником, который готов идти до конца? Не самый интересный вариант для Порошенко.
Итак, какие аргументы для ответного удара может использовать Игорь Коломойский? Первое – аудит ПриватБанка, который провела достаточно авторитетная компания Ernst & Young показал, что при национализации финучреждения глава Нацбанка Валерия Гонтарева слегка ввела всех в заблуждение. Связанные кредиты есть, но озвученные главой НБУ 98% — это очень далеко от реальности. Какие вопросы это вызывает? Традиционные – что делать, и кто виноват? Умышленно Гонтарева ввела нас в заблуждение или сама настолько некомпетентна, что была обманута соратниками? Будут ли требовать бывшие владельцы ПриватБанка компенсацию (а это не менее 100 млрд. гривен)? Будут ли обвинять государство и конкретных чиновников первого эшелона в умышленном уничтожении банка? У Коломойского есть все возможности ответить на оба вопроса положительно.
Кроме того, в активе экс-владельцев ПриватБанка ряд других заключений международных аудиторов, да и сам НБУ еще в прошлом году вполне нормально оценивал ситуацию в банке и его перспективы. Опять аргумент в пользу некомпетентности соратников президента либо злого умысла – на усмотрение адвокатов. Да и с выводом 500 миллионов долларов в последние дни перед национализацией банка ситуация тоже не такая простая. Допустим, правоохранители это докажут. Но ведь кто-то слил банкирам информацию по дате и решению? А где же сидит этот кто-то? В Нацбанке, в Фонде гарантирования вкладов или сразу в обоих учреждениях? И ведь очевидно, что сидит не внизу, а на ключевых позициях с доступом к инсайдерской информации. До какого звена будут разматывать эту цепочку наши правоохранители? А их любопытные западные коллеги? Чьи фамилии всплывут и что расскажут эти люди? От таких вопросов у знающих людей перехватывает дыхание.
Патовая ситуация, когда война может быстро перейти в формат «на взаимное уничтожение». Понимая это, стороны будут очень осторожны в своих действиях, но тут есть две проблемы. Первая – ни Банковая, ни Приват уже не контролируют все процессы, которые запущены в этом конфликте. Второе, Коломойский прекрасно понимает, что затягивать борьбу на годы не получится. Если вопрос не закрыть до 2019 года и позволить Порошенко пройти на второй срок с этим тлеющим конфликтом, пощады не будет. Кроме того, за последние два года Коломойский испортил отношения с кем это только возможно, так что союзников ему искать негде. А если кто забыл цену власти и возможностям при полном отсутствии союзников, можете поинтересоваться в Ростове у человека, который считал себя непобедимым.