Политический психолог Елена Данцева в эфире программы «НАЖИВО» на 51 телеканале заявила, что даже в самых благополучных странах люди хотят отделиться по экономическим причинам.
Об этом сообщает Интернет-издание «ГЛАВНОЕ».
«Почему люди хотят обособленности? Этот феномен вписывается в феномен более высокого порядка, который называется этнический парадокс современности. В чем он состоит? Вообще всегда считали, что все глобализационные процессы будут доминировать. Но парадокс в том, что, несмотря на глобализацию и унификацию, существуют еще центробежные процессы, когда все-таки люди начинают понимать свою уникальность, уникальность своего языка, этноса, так называемые, этнодефференцирующие признаки, которые им свойственны. В данной ситуации феномен захватывает не только Европу, он захватывает весь мир. Даже в самых благополучных странах люди хотят отделиться по экономическим причинам. На самом деле это более глубинные процессы, которые затрагивают определенные социальные группы, в частности такую социальную группу, которой является этнос. Поэтому мы видим эти процессы, которые происходят везде в мире. Это и Каталония, это и Канада, эти процессы существуют и на Корсике, и в Бельгии, и так далее. Самое главное, что данный феномен позволяет нам, как лакмусовая бумажка, отличить это естественный процесс или этот процесс инспирированный, искусственный, как мы видим в ситуации наших псевдо-референдумов. Потому что здесь не идет речь об этносе. Если шотландцы – это этнос, у них была государственность фактически 800 лет, то какой этнос представляют ДНР или ЛНР? Или, например, в Крыму? Было бы еще понятно, если бы это были, например, крымские татары, у которых тоже был небольшой период государственности в условиях Крымского ханства. Здесь мы этого не видим, как, собственно говоря, и других признаков, которые характеризуют естественный процесс, который мы видим в этническом парадоксе современности, когда народы пытаются добиться своей самостоятельности и независимости», – сказала Елена Данцева.
По словам психолога, по результатам социологических исследований проведенных в начале 2014 года, большая часть жителей Донбасса не хотела присоединения к России.
«В отношении русского языка. Вот сейчас я говорю по-русски, хотя я могу говорить и по-украински. Но я не являюсь представителем и носителем русского мира и русской идеи. Поэтому, никогда один признак не может лежать в основе этноса. Это должно быть много признаков, в основе которых лежит механизм социального противопоставления «свой-чужой», который может актуализироваться по признаку территорий, языка, культуры, и так далее. Сам по себе этот феномен, который мы сейчас наблюдаем у русского мира… представьте себе, чтобы сейчас Англия, которую мы обсуждаем, потребовала защиты всех англоязычных в мире. Или Испания – всех испаноязычных. Это в принципе нонсенс. Но в России это элемент государственной политики, государственной идеологии и т.д. И вот, безусловно, Новороссия, которая, как бы, является носителем русского мира… около 50 соцопросов было проведено в Шотландии только в этом году, когда четко мониторилась ситуация. У нас есть итоги социсследований в начале года, в марте, большинство жителей этих регионов не хотели присоединения к России. У них, безусловно, были свои пожелания, но, тем не менее, мы знаем, что большинство, это от 60 до 70% хотели находиться в составе единой Украины. Поэтому, вот эта идея, принесенная буквально на штыках Гиркина, и различных националистических элементов, которые сейчас там воюют, и фактически являются носителями ультрарадикальной националистической идеи, которая присутствует в России и если рассмотреть ее в пролонгированной ситуации, во времени, то она несет фактически идею разрушения самой России. Ведь в России в этот момент, когда возникла идея Новороссии, идет ужесточение законодательства по поводу сепаратизма», – заявила Данцева.
Также она считает, что желание Донбасса обрести независимость искусственно создали люди, которые не являются представителями местных элит.
«Есть история приобретения своей независимости. Существуют определенные партии националистического толка, существуют лидеры, существует элита, которая эти процессы запускает. Если мы посмотрим и сравним с ЛНР и ДНР, там в принципе, элиты, как таковой, нет. Назовите мне хоть одного идейного человека, который бы был не из России. Потому что все люди, занимающие какие-то должности, кроме нашего Царева, которого мы подарили, тот же Гиркин, тот же Бородай, это люди не местные, эти люди не являются представителями местных элит. И этот показатель говорит о том, что эти процессы внешне инспирированы. А если рассматривать эти ситуации в глобальном плане, то отделится Шотландия или не отделится, это будет зависеть от тех международных процессов, которые будут происходить, но за что мы должны поблагодарить шотландцев и вест мир, за то, что они показали пример цивилизованного референдума, как это делается в демократическом обществе. Они показали нам высокие демократические стандарты, на которые должны равняться. И тогда с результатами референдума должны будут согласиться и в международном сообществе, что, безусловно, не может никаким образом сравниться с тем, что мы имеем у нас в Украине.
Дело в том, что в любом политичном государстве всегда существует конфликт – это мина замедленного действия. Если мы знаем, как развиваются межнациональные конфликты, то мы знаем, что они проходят определенные стадии. Первая стадия – это латентный период, когда нет никаких особых проблем между людьми, когда они проживают на одной территории, хотя и являются представителями различных этносов. Но, существует глубинный конфликт. Дело в том, что вы никогда не будете разговаривать с представителем другого этноса так, как вы разговариваете с представителем своего этноса. Все равно, даже подсознательно возникает конфликт, идет распознавание «свой-чужой». Конфликт существует латентно, безусловно он проявляется в бытовом национализме – в анекдотах, в шутках, и так далее. И этот фон, он существует всегда. Существует следующий этап напряженности – фрустационный. Вот здесь может что угодно сдетанировать. Какой-то социальный конфликт, какие-то, возможно внешне инспирированные идеи, и так далее. Когда каждый этнос не может удовлетворить свою потребность , потому что у него на пути представители другого этноса, иногда – титульного, доминирующего этноса. Доминирующий этнос всегда хочет ассимилировать себя в представителей других национальных меньшинств. Поэтому здесь уже, на этой стадии, возникают зачатки реального конфликта. Затем, если эта ситуация вспыхивает, это может перейти на стадию открытого конфликта. И на данной стадии это очень опасная вещь. Здесь нельзя переходить грань. Если один этнос видит в другом этносе своего врага, формируется образ врага, то здесь очень сложно что-то сделать. Иногда бывают такие конфликты, которые без внешнего вмешательства решить практически невозможно. Понимаете, национальные конфликты – это самые сложные конфликты. Это конфликты № 1 по сложности, в отличие от политических конфликтов, социальных конфликтов и т.д. Потому что, этническое – это самое древнее в человеке. Этническое его я. Обратите внимание, все идентичности, они направлены в будущее – социальное, профессиональное и т.д. – «Я буду кем-то». Этническая идентичность, она направлена в прошлое, когда человек смотрит свои корни, он сопоставляет себя со своими предками и так далее. Поэтому, это наиболее древний тип идентичности, здесь очень мощно работают защитно-ориентационные механизмы этноса. Поэтому это очень опасные конфликты, их разжигать очень опасно», – отметила психолог.