2 ноября кандидат в мэры Днепра Загид Краснов поделился радостью со своими читателями в Facebook: судя по количеству отданных за него голосов, он выходит во второй тур и продолжает бороться за пост мэра Днепра. А значит пришло время плотнее изучить биографию политика, претендующего на роль №1 в одном из крупнейших городов Украины, а она очень интересна.
Поддельная родина, поддельное имя
На сайте горсовета Днепра родиной кандидата в мэры указан город Баку (Азербайджан). Согласно официальной автобиографии, Загид Геннадиевич Краснов в 1983 году окончил среднюю школу № 2 поселка Белиджи Республики Дагестан РСФСР и приехал учиться в Днепропетровск. Правда, официальный сайт умалчивает, что звали его тогда Загиддин Габибулаевич Габибулаев. Рассказывают, что во вступительных документах в Днепропетровский вуз в графе “Место работы родителей” он дважды написал “консервеный завод”, а вместо собственной росписи вывел печатными буквами “Загидин”.
Несостоявшийся агент КГБ
Судя по всему, перспектива строить дома (а именно это он и изучал на студенческой скамье) Заггидина не привлекала. Во время учебы он мечтал о карьере чекиста. После его окончания даже прошел все необходимые процедуры для вступления в КГБ. Но ветер переменился, а вместе с ним и планы. Как пишет «Деловая столица», то время Краснов уже переехал из общежития строительного института в общежитие Днепропетровского стрелочного завода и решил положиться на судьбу: «Подумал, если меня найдут здесь и начнут спрашивать, почему я не поехал на предподготовку в КГБ, то поеду. Если не найдут, значит, займусь чем-то другим».
Искать Краснова не стали, и поэтому еще год после окончания института он проработал тренером по восточным единоборствам. Так что хобби, которое появилось у Краснова еще во время учебы в школе, некоторое время приносило ему доход. Оно же и помогло прийти в самостоятельный бизнес.
Мы – бывшие спортсмены, а нынче – рэкетмэны
Дальше официальная биография рассказывает, что в июле 1992 года Загиддин возглавил “общество с ограниченной ответственностью «ОТЕГ», на котором трудился в должности Генерального директора с июля 1992 года по август 2000 года.
«Я думаю, на то время в городе на пальцах одной руки можно было посчитать тех людей, которые могли «послать» рэкет. Одним из таких людей был я, именно поэтому мне предложили стать компаньоном», — цитирует Краснова «Деловая столица».
Занимались бизнесмены в основном куплей-продажей, поставками топлива в колхозы, в обмен на него получали зерно, которое затем перепродавали. Бизнес развивался, и вскоре компаньоны решили его разделить. Впрочем по данным СМИ, молодой кавказец «посылал рэкет» и в другие места. В “бригаде Мухтара” он получил прозвище “Загид”, впоследствии ставшее его нынешним именем.
В милицейских сводках того времени он числился как член организованной преступной группировки. «Загид» занимался рэкетом и “крышеванием” предпринимателей Нагорного рынка, контролировал проституток в гостинице «Днепропетровск», поставлял наркотики, а также отвечал за группы боевиков.
Весьма показательно, что когда Краснов после победы «оранжевой революции» получил должность заместителя председателя Днепропетровской облгосадминистрации по координации деятельности правоохранительных органов, он встретил со стороны СБУ жесткое противодействие своему назначению. Должность пришлось оставить.
Как пишут СМИ, после убийства “Мухтара” Габибулаев возглавил его “структуру”, расширил “бизнес”, занявшись помощью в “погашении долгов”. Одним из его заказчиков был Сергей Тигипко, – тогда зампред правления банка “Днипро”. Это успешное «бизнес-сотрудничество» вылилось потом в гораздо менее плодотворное политическое.
Гарик Нарик и Загид
Политикой Заггидин Габибулаев занялся случайно. Другой криминальный авторитет, уроженец грузинского Рустави “Алик-Нарик” уже в 16 лет ездил на “стрелки”. В конце 80-х годов он создал собственную “бригаду” и начал заниматься рэкетом. В отличие от многих своих “коллег”, Нарик предпочитал вкладывать каждую криминальную копейку в свои легальные бизнес-проекты. Очень скоро он стал преуспевающим бизнесменом и меценатом.
Одним из “деловых партнёров” “Нарика” был также известный днепропетровский криминальный “авторитет” (некоторое время он даже являлся “смотрящим” в городе) по прозвищу “Гарик”. По данным «Обозревателя», так в те годы называли будущего народного депутата Арутюнова. Один из наиболее известных их совместных “бизнес-проектов” – увод из коммунальной собственности и переход под полный контроль “Нарика” и “Гарика” главного на тот момент вещевого рынка города – “Металлург” (на его месте сейчас находится стадион “Днепр–Арена”).
Затем Арутюнов пошел “по партийной линии”, и стал, помимо прочего, предоставлять “Нарику” надежную “крышу”. Все для уважаемых людей шло хорошо, пока, Арутюнов не засобирался в Донецк, где возглавил областную организацию партии “Батькiвщина”. По данным «Обозревателя», причиной отъезда стало избыточное внимание со стороны правоохранителей. Но перед “Нариком” встал насущный вопрос о замене политической крыши. И молодой талантливый дагестанец Габибулаев вполне годился на эту роль.
Директор горсовета
В 2000 году, согласно официальной биографии, наш герой возглавил наблюдательный совет Стрелочного завода. И заодно поменял документы, превратившись из Загиддина Габибулаевича Габибулаева в Загида Геннадиевича Краснова. В 2006 году он стал депутатом Днепропетровского горсовета от партии легендарного беглого вора Павла Лазаренко.
Подружившись с будущим сепаратистом Олегом Царевым, Загид стал теневым мэром города, «директором горсовета», как его тогда называли. На аферах с городской землей он сколотил огромное состояние, фактически монополизировав вопросы землеотвода и превратив городскую разрешительную систему в собственный доходный бизнес. Ни один земельный участок в Днепропетровске невозможно отвести в пользование без “согласования” лично с Красновым. Как пишут СМИ, за 4 года в обход земельных аукционов, через решения сессий горсовета, в Днепропетровске было роздано путём теневых схем 416 га городской земли в самых привлекательных для инвесторов районах. Учитывая, что стоимость 1 кв. м земли составляет порядка 1 тыс. грн., городской бюджет недополучил около 4 млрд. грн. (по тому курсу 1 млрд долл.) доходов.
Бывают ли бандиты бывшими?
В 2005 году экс-начальника областного Днепропетровского УБОП Эдуарда Шевченко расстреляли сразу после встречи с Красновым возле принадлежащего Загиду Геннадиевичу ресторана «Сан-Тропе».
Убийцами были россияне, которые спрятались от украинской полицией за границей, при этом в СМИ появилась информация о том, что Краснов хотел «купить» Шевченко, точнее, убрать свое имя из милицейских архивов, но Шевченко ему отказал. Был ли Краснов виновен в этом убийстве? Так как обвинительного приговора не было, конечно нет. Но такие совпадения заставляют задуматься.
Хотелось бы еще рассказать о дерибане Днепра, разворовывании денег железной дороги, поддержке сепаратистов и врагов Украины, бессовестных избирательных технологиях. Но всего в одну статью не уместить. Поэтому продолжение следует.