Інтернет-видання «Дніпро.Головне»

Почему в днепропетровских школах обучение одного ученика стоит по-разному

Исследование затрат на одного ученика в школах Жовтневого района Днепропетровска вызвало большой резонанс. О том, как формируется бюджет школы, от чего зависит зарплата учителя и почему на одного ученика в разных школах приходится разный объем финансирования, рассказала директор научно-методического центра управления образования и науки Днепропетровского горсовета Елена Саенко.
1449581874_8.12.15-saenko
Первое и самое главное – бюджеты школ в этом году формировались в Киеве. «Из государственного бюджета оплачиваются коммунальные услуги, оплата энергоносителей и зарплаты учителей, — сказала Елена Саенко. – Деньги на питание школьников выделяются из городского бюджета. В этой сумме учитывается количество деток льготных категорий, кроме того, 10 грн в день для питания младшим школьникам положено по закону каждому ученику начальных классов».
Оплата коммунальных услуг в каждой школе может быть разной. «Есть школы, которые построены давно и там, например, старая система отопления, — говорит директор научно-методического центра. – Сейчас все бюджетные организации обязали установить счетчики – на газ, отопление, воду и электричество. И чем изношеннее коммуникации, тем больше в бюджете нужно закладывать средств для таких школ».
Школа получает тем больше средств, чем больше учеников в ней занимается. «Есть разница, когда в одном классе сидит 30 человек, или есть два класса по 20 человек и у них два классных руководителя, которые получают доплаты, — говорит Елена Саенко. – Бюджет каждой школы рассчитывается по формуле, в которой все зависит от количества учеников. В прошлом году в среднем по Днепропетровску было 27,4 ученика в каждом классе».
Деньги из государственного бюджета до школы идут через горсовет и поступают на расчетный счет каждой школы. «В будущем выделять деньги для школ планируют из городских бюджетов. Но когда это будет, пока неизвестно»,- говорит директор научно-методического центра управления образования и науки Днепропетровского горсовета.

Как считаются зарплаты учителей
Зарплаты учителей формируются из нагрузки педагога, тарифного разряда и разного вида доплат. «Например, я – учитель высшей категории и у меня ставка – 1,795 тыс. грн, — рассказывает Елена Саенко. – Дополнительно платят за педагогический стаж, в моем случает это плюс 20%. Сейчас платят 20% дополнительно за престижность профессии. Если бы я была еще и классным руководителем, то мне бы доплачивали за классное руководство. Если педагог еще и учитель-методист – то ему доплачивают за «учителя-методиста». Учителя, которые работают по программе «Интеллект Украины» получают оплату не только за учебные часы, но еще и за продленку».
Выпускник педучилища, по словам Елены Саенко, это учитель 8-го тарифного разряда. «Проработав пять лет и не повышая уровень своего образования, такой педагог получает уже 9-тый тарифный разряд. Но для этого нужно пройти соответствующую аттестацию, — говорит директор научно-методического центра. – Уже через пять лет такому учителю пойдет надбавка за стаж работы, а если педагог проверяет тетради или ведет классное руководство – это еще дополнительная прибавка к зарплате».
Когда учитель приходит в школу с высшим образованием, то он сразу считается специалистом, у которого первоначальная ставка около 1, 200 грн. «Через два года такие педагоги могут пройти аттестацию и повысить свой тарифный разряд. Самым высшим тарифным разрядом у учителей считается 12-тый, — говорит Елена Саенко. – Самый высокий тарифный разряд – с 13 до 15, имеют директора школ и завучи».

Как рассчитывают деньги на каждого ученика
Количество выделяемых из бюджета средств на каждого ученика тоже зависит от многих факторов. «Если ребенок остается в группе продленного дня и имеет статус льготника – ребенок из малообеспеченной семьи или ребенок участника АТО, то на такого ученика дополнительно выделяются деньги», — говорит Елена Саенко.
При этом распределение учеников по школам Днепропетровска непропорциональное. «Есть школы в центре города, в которых занимается по 35 человек в классе, а на окраинах – в пгт. Таромское, на ж/м Северный или в поселке Шевченко занимается по 12 детей, — говорит Елена Саенко. — Закрыть такие школы мы не можем, потому что по правилам ученик начальных классов должен учиться там, где он живет. Именно такие недоукомплектованные школы забирают значительную часть выделяемых средств. И, соответственно, объем финансирования на каждого ребенка в таких школах вырастает в разы. Если здание рассчитано на 200 человек, а учится там всего 100 учеников, то все равно здание нужно содержать и отапливать. Для того, чтобы как-то выйти из ситуации, в таких школах чаще всего открывают старшие детсадовские группы, где дошкольное образование получают дети 4-5 лет».
Автор: Ирина Логуш
Источник: zabeba.li