Тимошенко всегда делала ставку на популизм – и в те периоды, когда она была у власти, и когда была вынуждена уходить в оппозицию. Сейчас она оказалась в уникальной для себя ситуации: не во власти, но и не в оппозиции. Зеленский не захотел делиться с ней властью, но стать в оппозицию к нему Тимошенко пока что не может. Причина именно в том, что она пока не может направить против Зеленского свое излюбленное оружие – популизм.
Об этом пишет Юрий Вишневский для “Деловой столицы“.
В плане популизма Зеленский на голову выше Тимошенко. Но не потому, что она менее талантлива. Просто она в политике уже почти четверть века (впервые была избрана в парламент в декабре 1996 г.) и уже хотя бы поэтому не могла, как Зеленский, выдвигать лозунги типа “Долой всех, кто уже был во власти”. Да и свою команду она подбирала долгие годы и потому не могла, подобно Зеленскому, обещать привести в парламент “исключительно новые лица”.
Тимошенко прекрасно знает, что сейчас все (ну, или почти все), что делают Зеленский и его команда, на ура воспринимается подавляющим большинством телезрителей. Поэтому она совершенно не собирается настраивать против себя людей и пытаться ставить подножки Зеленскому. Тем более что тот прет, как поезд, и никакой подножкой ему не помешаешь (только ноги лишишься).
Также Тимошенко знает, что широкие массы избирателей ждут от новой властной команды – президента, парламента и правительства – всяческих чудес. Например, списания долгов за коммуналку, снижения тарифов, повышения пенсий, увеличения зарплат учителям и т. п. И Тимошенко не собирается разубеждать людей, открывать им глаза, говорить, что это оголтелый популизм и подобные чудеса невозможны. Наоборот, она сейчас тихо выжидает, когда фантастические мечты людей столкнутся с реальной неспособностью команды Зеленского их воплотить.
Кстати, выжидает Тимошенко действительно тихо. За первую половину сентября на ее “фейсбук”-страничке и на партийном сайте не появилось ни одного заявления по поводу каких-либо законопроектов от команды Зеленского – ни за, ни против. С комментариями выступают только рядовые члены фракции. Да и они стараются воздерживаться от однозначных оценок. Например, Алена Шкрум, объясняя голосование фракции “Батьківщини” за роспуск Центризбиркома, признала: “Это очень неоднозначное решение. Есть решения, которые черные и белые, а некоторые ни черные, ни белые”.
Такая тактика Тимошенко очень расчетлива и технологична. Расчет ее базируется на том, что команде Зеленского предстоит в ближайшее время определиться по двум вопросам. Во-первых, по параметрам госбюджета на 2020 г. Во-вторых, по вопросу о продлении моратория на продажу земель сельхозназначения, который по ныне действующему закону установлен до 1 января 2020 г.
Как известно, борьба за продление моратория – это излюбленная фишка Тимошенко. А Зеленский, наоборот, в своей программе обещал формирование прозрачного рынка земли. В августе он анонсировал проведение уже в текущем году земельной реформы, с тем чтобы рынок заработал со следующего года. Более того, запуск рынка сельхозземель – это способ хоть как-то пополнить госбюджет, что сейчас является одной из главных проблем для правительства.
Поэтому Тимошенко сейчас дожидается, когда команда Зеленского решится на отмену моратория. Если не решится – что же, тогда у нее есть запасной вариант: кричать о недостаточной социальности госбюджета-2020 и добиваться выполнения Зеленским и его партией своих предвыборных обещаний о снижении тарифов и повышении зарплат и пенсий. Много толку от этого крика, конечно, не будет, но по крайней мере это поспособствует популяризации лозунга “Юлю – в премьеры”.
Если же команда Зеленского все же решится на отмену моратория, тогда пропагандистская машина, обслуживающая президента, конечно же, постарается красочно живописать телезрителям, как они все обогатятся благодаря пополнению госбюджета и росту ВВП. Тимошенко будет трудно вести контрпропаганду в отсутствие собственных телересурсов. Однако партийные структуры “Батьківщини” в регионах все же будут способны поднять панику насчет вопиющей зрады: дескать, землю скупят иностранцы и олигархи (а без этого государство просто не сможет заработать на продаже сельхозземель). Особенно нервно на это могут среагировать в сельской местности, если “Батьківщина” убедит украинских селян, что Зеленский отдает их в вечную кабалу.
Все это будет иметь первостепенное значение в ходе предстоящих местных выборов. На кампании против рынка земли Тимошенко может заработать немалую поддержку селян. Благодаря этому “Батьківщина” может стать главным конкурентом “Слуги народа” на выборах в сельские, районные и областные советы. Напомним, кстати, что в областных советах большинство депутатов – это представители именно сельских районов.
Если “Батьківщина” заимеет крупные фракции (а то и сколотит вокруг себя большинство) в облсоветах от Хмельнитчины и Волыни до Сумщины и Кировоградщины, то у Тимошенко, наверное, добавится веских аргументов в диалоге с президентом, его командой и Игорем Коломойским. Впрочем, вовсе не факт, конечно, что все эти расчеты сбудутся. Например, Зеленский может наделать ошибок в совсем другой сфере (попытки договориться с Путиным), и всем будет уже не до земельного моратория.