Днепропетровская облгосадминистраиця всерьез занялась «дорожным вопросом». Объем ремонта этого года по заданию губернатора области Валентина Резниченко увеличили в 2 раза, денег из областного бюджета тоже добавили. В регионе создали специальную комиссию, которая инспектирует подрядчиков и заставляет переделывать некачественный ремонт, пишет сайт zabeba.li.
Под пристальным вниманием Облавтодор. В ОГА предлагают вообще упразднить облавтодоры по всей стране, а вместо них доверить дороги общего пользования частным компаниям, которые бы занимались и ремонтом, и строительством, и содержанием. О дорожных проблемах и планах Днепропетровской области нам рассказал советник губернатора Юрий Голик.
Zabeba: Расскажите, кто за какие дороги в области отвечает, и кто сколько денег тратит на их ремонт?
Юрий Голик: В Днепропетровской области 25 тысяч километров дорог. 16 тысяч километров – это так называемые коммунальные дороги, т.е. те, которые находятся внутри населенных пунктах, около 9 тысяч километров — дороги общего пользования и государственного, и местного значения, за них отвечает облавтодор. Облгосадминистрация помогает финансировать ремонт дорог городам и поселкам, мы по закону можем дать деньги только на коммунальные дороги.
В этом году в области на дорожные ремонты выделено чуть более 800 миллионов гривен — 450 миллионов дали города и поселки, чуть более 200 миллионов ОГА и около 150 миллионов гривен Облавтодор получил из государственного бюджета на свое содержание и ремонт вверенных ему дорог.
Zabeba: А на что идут деньги, которые получает «Облавтодор»?
Юрий Голик: В структуре затрат «Облавтодора» находится содержание регионального представительства, ведь там же работают люди, которые получают зарплату и каждый день приходят в офис, за который нужно платить. Т.е. около 25% полученных от государства денег, эти предприятия просто «проедают». А остальные деньги идут на ремонт дорог. Если одному из облавтодоров Киев выделяет условно 100 миллионов гривен, то 25 из них предприятие «проедает», а 75 тратит на дороги.
Zabeba: И Вы утверждаете, что эти деньги Днепропетровский облавтодор тратит не эффективно и со своей работой не справляется?
Юрий Голик: Факты утверждают! Когда мы вплотную занялись анализом деятельности этой организации, оказалось, что закупки «Облавтодор» проводит у одних и тех же фирм. Потом проанализировали счета и предложения на рынке и определили, что в среднем стоимость товаров и услуг, которые они покупают, завышена на 30-40%. Грубо говоря, если они тратят 150 гривен, то 50 гривен в этой сумме уходят неизвестно куда. При этом сильно никто не наглел, и с каждой покупки наматывали немного. Но все вместе складывается в миллионы. Оказалось, что «Облавтодор» свои материалы для ремонта дорог распродавал. Например, нам известны факты, когда битум дорожная служба продавала своим подставным фирмам.
Когда мы начали разбираться с пресловутой дорогой «Днепропетровск-Кривой Рог», из «Облавтодора» нам принесли акты. По ним было видно, что на этом направлении уже давно «хайвей», как в Германии. По бумагам до Борисполя дорога должна быть хуже, чем до Кривого Рога. А когда выехали на место – то оказалось, что там яма на яме. Мы все наши материалы передали в правоохранительные органы.
Как нам сообщили из компетентных источников, как только правоохранительные органы стали проявлять интерес к Облавтодору директор организации написал заявление об отпуске и уехал из Днепропетровска. Впрочем, это не помешало милиции открыть уголовное производство по ч.4 ст.191 УК Украины в отношении должностных лиц ГП «Днепропетровский облавтодор», которые присвоили деньги в крупных размерах, выделенных на строительство, ремонт и обслуживание автомобильных дорог.
Zabeba: Есть ли альтернатива «Облавтодору»?
Юрий Голик: Всегда лучше работать с коммерческим заказчиком. Сегодня «Облавтодоры» хотят ликвидировать и завести в каждую область одну большую компанию, которая бы занималась дорожным ремонтом и строительством. Почему? Потому что, когда условное частное предприятие, у которого, к примеру, есть два-три асфальтовых завода, выигрывает тендер, оно не закладывает в нормативы содержание своего предприятия. Предприятие финансируется из прибыли, которую получает. А «Облавтодор», как госпредприятие, постоянно включает в расходы свое содержание, которое никак от объемов выполненной работы не зависит.
Zabeba: Но некачественный ремонт встречается не только на дорогах, которые находятся в зоне ответственности облавтодора? Как решаете эту проблему?
Юрий Голик: Мы применяем очень простую и действенную технологию, которая гарантирует 100% результат. Есть дорога, ремонт которой финансирует ОГА – мы провели тендер, выиграла какая-то фирма, она делает дорогу. А мы устанавливаем жесткий график проверки качества выполняемых работ. Создана специальная рабочая группа, в нее входят сотрудники нашего департамента ЖКХ и представители общественности. В каждом городе есть неравнодушные люди и им не все равно, какими у них будут дороги. Есть график ремонта, к примеру, 4 недели. Прошла первая неделя, группа приезжает с проверкой, смотрит, как идет ремонт, есть ли недочеты, если есть, подрядчик обязан устранить. Точно так же с приемкой, если у проверяющих есть вопросы к качеству, то акт выполненных работ подписан не будет и подрядчик не получит деньги.
Zabeba: И уже были случаи, когда не принимали работу?
Юрий Голик: Были! В Солонянском и Петропавловском районах подрядчики переделывали работу. И только после переделки акты были подписаны. Мы хотим донести до всех простую мысль: если вы не готовы нормально делать работу с первого раза, лучше не заявляйтесь на тендеры, а если готовы работать честно и качественно, пожалуйста, мы вас ждем.
Zabeba: Днепропетровская область уходит от практики латания дыр? Какие планы на капитальные ремонты?
Юрий Голик: Пока, к сожалению, имеем дело с латанием дыр из-за нехватки денег в бюджетах всех уровней. Это с учетом того, что в этом году губернатор в два раза увеличил объем ямочного ремонта дорог. Все равно пока недостаточно, это капля в море. Но надо же с чего-то начинать! А для того, чтобы строить дороги Днепропетровского региона мы хотим понять, как будем жить с 1 января. Останутся «облавтодоры» или нет? Если их ликвидируют, то кто будет отвечать за дороги, которыми они сейчас занимаются? На чей бюджет будет ложиться эта нагрузка, на бюджет области или тех населенных пунктов, между которыми находятся дороги?
Если за деньги, которые сегодня так неэффективно тратит Облавтодор, нанять частные компании, которые следят за своей экономической эффективностью, работ будет выполнено гораздо больше, процентов на 50% это точно.
Общалась Ольга Забеба