Заводу “ЕВРАЗ ДМЗ”, на токсичные выбросы которого жалуются днепряне, продлили срок аренды на 15 лет.
Об этом сообщает Интернет-издание «ДНЕПР. ГЛАВНОЕ» со ссылкой на zabeba.li.
2 августа на сайте Днепровского городского совета появился проект решения сессии горсовета «О возобновлении договоров аренды земельных участков земельных участков от 09.12.2002 по ул. Коксохимической 1 ЧАО «ЕВРАЗ ДМЗ» по фактическому размещению зданий и строений». Срок новой аренды – 15 лет! Есть ли рычаги влияния на дымящего монстра, чтобы снизить нагрузку на экологию Днепра?
Согласно этому проекту для ЧАО «ЕВРАЗ ДМЗ» устанавливается годовая арендная плата за пользование земельными участками площадью 39,1230 га и 5,5687 га в размере 3% от нормативной денежной оценки этих земельных участков.
Для справки — арендная плата определяется в процентах от нормативной денежной оценки земельного участка и должна отвечать статье 288 НК Украины. Сегодня арендная плата за землю составляет от 3% и до 12% нормативной денежной оценки. Можно ли поднять ставку для Евраза до максимальной? Это увеличило бы плату завода за землю в бюджет до нескольких десятков млн грн. Но по мнению главы депутатской комиссии по вопросам бюджета, финансов и местного самоуправления горсовета Днепра Артема Хмельникова, такой рычаг влияния будет неэффективен.
«Первое. Любой рычаг должен быть обоснованным. На сегодняшний день нет процедуры — на каком основании мы повысим ставку от минимальной – 3% до любой другой. Должна быть сначала процедура — по какому критерию мы как депутаты или исполнительный орган власти оцениваем увеличение арендной ставки. Такой процедуры нет. У нас есть главный вопрос ко всей ситуации связанной с платой за землю. Многим бизнесам, особенно крупным, которые раньше не задумывались о земле, у которых советское прошлое – а ЕВРАЗ ДМЗ именно такое — не задумывались о территориях и ее объемах, брали как можно больше территории. И теперь плата даже в 3% для них сама по себе является довольно высокой. И есть другая сторона медали – нужно не забывать, что на этом предприятии работает примерно 5 тыс. жителей города. Соответственно, это поступления от подоходного налога в местный бюджет. Если необдуманно подымать арендную плату, то сложится ситуация, когда предприятие будет либо загоняться в долги, либо просто будет испытывать сложное финансовое положение. Я бы ни в коей мере не советовал никому использовать подобный рычаг – но при этом никто не запрещает в том же договоре аренды земли прописать условия, при которых допустим будут делаться те или иные природоохранные мероприятия на территории завода – например рекультивацию территории».
Заместитель директора Департамента экологической политики ДГС Ирина Козлова:
«С Приднепровской ТЭС не получился вариант с землей – им возобновили договор аренды. У нас сейчас в работе проект мониторинга атмосферного воздуха, закупка стационарных и передвижных лабораторий. Мы в прошлом году наконец сделали проект размещения точек установки стационарных анализаторов и двух передвижных лабораторий. Также стараемся возобновить работу поста на пр. Нигояна. В 2012 году мы его сделали, но там уже достаточно устарело оборудование и необходимо новое компьютерное программное обеспечение. Он установлен с подветренной стороны «Днепрококса» ЕВРАЗа. И мы тогда имели рычаг влияния, снимая показания с этого поста. И каждые 5 минут непрерывно он передает данные. Предприятие может неделю не нарушать технологический процесс. Но не больше. Дальше им приходится, к сожалению, делать несанкционированные выбросы. Поэтому этот пост оказал бы нам неоценимую услугу. И к нему вдобавок иметь бы две передвижных лаборатории – с подветренной и наветренной стороны — и собирать данные. Нам говорят, что мы не сможем этими данными оперировать в суде. Но у нас как раз сертифицированные лаборатории, и в других странах, где работает это оборудование, прекрасно идут судебные процессы. И эти данные являются официальными и подтвержденными. И как по мне, это очень толковый и действенный проект – как рычаг влияния на предприятия. Плюс, я считаю, очень важным и проект общественного порицания. Давление со стороны общественности является обязательным, чтобы заставить собственника завода проводить экологические мероприятия. Давить на собственника, на его детей, родственников, на руководство предприятия –«Вы травите целый город! Вы травите детей!» Плюс работать в плотной связке с горздравом. В те моменты, когда оборудование будет фиксировать выбросы, брать информацию по количеству обращений с аллергиями, повышенным давлением и т.д. Люди, восприимчивые к таким выбросам, всегда чаще обращаются в больницы. Хотя Петровка уже принюхалась, но постоянно фиксируется повышение количества вызовов «скорой помощи». Плюс растет количество онкобольных. Это все весомые аргументы, и их можно использовать в ходе судебных разбирательств. Передвижные станции мы разместим на границе санитарной зоны и установим строгий контроль»
Координатор движения «ЭкоПатруль» Татьяна Лампика:
«По теме земли и аренды — вопрос весьма специфический. Любой суд признает это превышением полномочий, потому что у них частная собственность, иностранный инвестор, все заведено через американскую биржу – то есть такое давление будет «некрасиво выглядеть». И отказать в договоре аренды – я сомневаюсь, что это реально.
По выбросам – цвет дыма — это просто концентрация одного вещества в пыли. Приднепровская ТЭС выбрасывает в год 60 тыс. тонн. ЕВРАЗ ДМЗ выбрасывает в год 8 тыс. тонн. Если подходить к разрезу цифр, то выбрасывают они ничтожно по сравнению с ТЭС. С другой стороны — только сухие цифры:
Выбросы в атмосферный воздух — 8,204 тыс. тонн (-11,5% по сравнению с 2015). Сбросы загрязненных сточных вод — 4 млн 783 тыс. м3 (+ 65,9%). Отходы — 732,391 тыс. тонн (+ 1,1%).
По коричневому дыму. У них концентрации выбрасываемых веществ не превышают концентраций вредных веществ, установленных законодательством Украины. Придраться сложно. Тем более, дело ведь не только в цвете выбросов. Мясокомбинаты почти ничего не выбрасывают в атмосферу, но вонь такая, что можно сдохнуть. Для инспекции запах и цвет не являются основополагающим, чтобы говорить — плохо или хорошо. По предельно допустимым концентрациям – у них они в пределах нормы. Единственное, что мы можем, это разобраться с теми очистными сооружениями, что есть, и природоохранными мероприятиями, которые они должны или могут провести. И это выгодно для завода – чем меньше он выбрасывает, тем меньше он платит экологического налога за выбросы. А это 4,6 млн грн в год. То есть устанавливая фильтры за 1 млн долл., он окупит это за 5 лет. Задача власти – нажать на предприятия, чтобы эти мероприятия были эффективны и были выполнены.
Предприятие входит в список 28 крупнейших загрязнителей в области. Департамент экологии ОГА прописывает соглашения с предприятиями о природоохранных мероприятиях. Но на данный момент вам никто не скажет, что есть эффект от таких мероприятий. Два года назад мы были с проверкой на «Петровке» и экологическая инспекция, выдавая разрешения, должна проверить выполнение экологических мероприятий. Задают вопрос — «какие экологические мероприятия вы провели согласно экологическим программам?» — получили ответ – «Мы увеличили высоту забора, который на отвалах, где хранится сырье, на 1,5 метра в высоту». За это должны сразу получать «по заднице» и предприятие и департамент экологии ОГА, который подписывает разрешительные документы. Ибо зачем нужен департамент, если предприятия на него не реагирует? От них ведь должен быть эффект! А иначе – давайте их менять».
Наконец, городские власти могут по решению суда приостановить деятельность предприятия. Согласно разъяснению министерства, органы местного самоуправления могут проводить экологические проверки предприятий, и они не подпадают под запрет на проверки.
Директора Департамента экологии и природных ресурсов ДнепрОГА Руслан Стрелец:
«По ЕВРАЗ ДМЗ – планируется комплексная проверка. Она включена в план на 4 квартал нынешнего года. Их будут проверять все службы. Она утверждается решением Кабмина вместе с графиком проверок. Прошение о проверке было подано уже давно от имени ОГА и два крупных предприятия – ЕВРАЗ ДМЗ и Приднепровская ТЭС включены в этот перечень. Тогда уже, после проверки, можно будет говорить о проведении каких-то природоохранных мероприятий».