В этом году исполняется 20 лет грандиозному оползню на Тополе, который не стал могилой для сотен горожан только по счастливому стечению обстоятельств. За эти годы в Днепре проблема защиты территорий так и не была решена.
Об этом сообщает Интернет-издание «ДНЕПР. ГЛАВНОЕ» со ссылкой на zabeba.li.
Несколько лет назад в горсовете было ликвидировано управление инженерной защиты территорий и коммунальное предприятие соответствующего профиля, в 2014 году законопроект, который мог бы увеличить государственную субвенцию на противоползневые работ в Днепре, был отозван из Верховной Рады. В городе до сих пор нет комплексной программы защиты территорий, а в горсовете Днепра – ответственных специалистов соответствующего профиля.
Нельзя сказать, что власти Днепра ничего не делают в плане защиты территорий. В 2016 году была проведена реконструкция 6 км ливневок на жм Тополь-2 за 57 млн грн. Правда, по этому поводу волнуются экологи – 11 млн грн экологического налога забрали на эту стройку, а никаких экологических мероприятий не провели. «От имени ОО «Экопатруль» мы просили у Михаила Лысенко предоставить акты выполненных работ и ОВОС – документ об оценке воздействия на окружающую среду, Но нас проигнорировали», — говорит глава общественного совета при Государственной экоинспекции в Днепропетровской области Татьяна Лампика.
Что примечательно, тендер, который проводил Департамент благоустройства и инфраструктуры, выиграло предприятие УПС, которое ранее ремонтировало дороги и постоянно подвергалось критике со стороны властей и горожан.
Планировали построить ливневки на Тополе еще при Иване Куличенко — изыскания и проект были выполнены в 2012 году в рамках Программы инженерной защиты Тополя и Рыбальской балки. Часть работ была выполнена, и на Тополе -2 грунты были стабилизированы – утверждает кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры строительства, геотехники и геомеханики НГУ Элла Максимова.
В 2009-2010 году она занимала должность начальника управления инженерной защиты территорий Днепропетровского горсовета, и проблемы оползней в Днепре знакомы Элле Максимовой не понаслышке. Управление было расформировано по политическим причинам – считает геолог. «Когда мы решали, что делать с домом по Нахимова, 90, Иван Куличенко мне поставил задачу, чтобы фирма сделала это бесплатно, за стройматериалы. И мы нашли такую. Но им не дали этого сделать, сразу нашлись желающие на эти кирпичи. Мне сказали, что дом арестован как имущество обанкротившегося КЖЭП «Южное». Вы ж понимаете, земляные работы – там можно зарывать огромные деньги, и всю каденцию «оранжевых» регионалы роняли слюни. А я была распорядитель средств как начальник управления. Никто мне денег не выделял, им нужно было освободить эту должность».
В 2016- начале 2017 года Департамент благоустройства и инфраструктуры провел несколько тендеров по противооползневым проектам. Остановимся подробно на некоторых из них.
Что планируют сделать в 2017 в Рыбальской балке
Первый тендер — проектирование строительства подземного колектора от Рыбальской балки до Сичеславской Набережной. Дело важное и нужное, но не сегодняшнего дня. Второй тендер знаменует начало укрепительных работ на склоне в районе дома №90 по ул. Нахимова. Согласно техзаданию необходимо выполнить топографические работы и начертить карту масштаба 1:500. Сумма тендера небольшая, — 18 900, но ведь это тоже деньги горожан. И главное – это важный этап большой и сложной работы, от которой зависит судьба тысяч жителей правой стороны проспекта Поля.
Осваивать эти небольшие деньги будет ТОВ «НАУКОВО-ВИРОБНИЧЕ ПІДПРИЄМСТВО УКРПОЛІМЕР-ГРУП». Что интересно, по данным Единого реестра юридических и физических лиц-предпринимателей, фирма не имеет в своих видах деятельности КВЕД 71.12 «Діяльність у сфері інжинірингу, геології та геодезії, надання послуг технічного консультування в цих сферах».
Один из участников тендера, кстати, предложивший цену почти на 4 тыс. грн меньшую, написал об этом в замечаниях к тендеру. Однако тендерная комиссия ответила, что поскольку этот вид деятельности указан в Уставе предприятия, она имеет право заключать договоры и выполнять подобные работы.
Если бы Департамент благоустройства и инфраструктуры запускал туристов на Марс и одновременно решил разводить верблюдов и объявил тендеры по этим поводам, то фирма «Укрполимер-Груп» вполне могла бы в них победить. Потому что среди многочисленных видов ее деятельности в уставе записан и «космический транспорт».
По ту сторону Поля
Напомним читателям, что людей из двух многоэтажек по адресам Нахимова,90 и Гавриленко,10 отселили еще лет 20 назад, так как почти сразу после заселения дома начали сползать в балку. Эти здания – плод непрофессионального подхода ЮМЗ к решению жилищной проблемы своих сотрудников. Вот как дом по Нахимова выглядел перед тем как обрушиться.
Через дорогу от Нахимова-90 – 22 школа, чуть подальше – 75-ая. Примерно в 2012 году здание по Нахимова начали разбирать, причем делали это по-варварски. Кирпичи разобрали, а перекрытия упали сами. Строители пытались привезти сюда многотонный кран, но под весом тяжелой техники прямо напротив школы образовался двухметровый провал.
Когда здание начало рушиться, на руины потянулись грузовики с мусором и начали его сбрасывать в балку, потом этот мусор загорелся. В общем, жизнь местного населения на несколько лет превратилась в ад.
И весь склон балки, на протяжении всего проспекта опасен и требует постоянного мониторинга – утверждает Элла Максимова. Вот сюжет 34 канала, снятый в ноябре 2011 года о том, как оползень завалил гаражи.
А эти фотография того же года — дом недалеко от гаражей.
В конце ноября 2016 года дом по Нахимова, 90 наконец разобрали, но стройматериалы не вывезли. Останки дома лежат огромными кучами на краю балки и, судя по спланированной территории, кто-то собирается здесь затевать новую стройку. А оставшийся строительный мусор использовать в качестве материалов для укрепления склона.
Элла Максимова пришла в ужас при виде этой апокалиптической картины. Строители сдвинули бульдозером грунт и строительный мусор вниз по склону, к краю балки.
«Когда такие блоки лежат на краю балки, они прижимают грунт. Есть несколько факторов – намокание просадочных грунтов, перекрытие естественного стока. Остатки дома, сдвинутые к краю балки пригружают склон и могут его оторвать. Оно подмокнет… Вот эта чаша, она по самые гаражи может сползти. Вот та чаша, где мы стоим — это нехорошая вещь. Ее уже сдвинули. Состояние склона может показать только расчет его устойчивости. Тут видно, что не специалисты вообще делали. Здесь надо принимать срочные меры. Обратите внимание, как наклонились деревья ниже по склону. Они не сдвинуты строительным мусором, это движется грунт.
Так называемые противооползневые работы на этом участке выполняет фирма «Бустер». В октябре 2016 года она выиграла тендер, объявленный Департаментом благоустройства и инфраструктуры. Его стоимость превышает 13 млн грн. Впрочем, местные жители утверждают, что в таком состоянии участок находится с осени 2016 года. В понедельник, 13 марта, посреди рабочего дня на площадке – ни души.
Элла Максимова считает, что топографическая съемка этого участка, конечно, нужна, но она проблемы не решит: «Один отдельно взятый кусок роли не сыграет, нужно делать так называемую региональную съемку, а вообще съемка всего города есть в управлении земельных ресурсов, так оно раньше называлось, я не знаю, как теперь. Если какой-то кусочек, я считаю, это отмывка денег и … взять старую съемку».
Нужны специалисты, которые будут лазить по склонам и смотреть на приметы. Есть разные признаки — конусы выноса, определенного направления трещины, провалы. Оползень, если он начался, его не остановить. Его можно только предупредить. В просадочных грунтах вертикальные поры, они делают грунт похожим на дрожжевое тесто. Если поры заполнились водой, перегородки рушатся — откачать воду уже невозможно. Вот обратите внимание – ливневок на проспекте Поля вверху нет и при дожде вода самотеком идет в балку. Просадочные грунты как губка набирают в себя влагу и за счет своей макропористости стеночки начинают разрушаться, и они проседают. И за счет вибраций от проспекта масса соскальзывает вниз, в сторону тальвега (ручей внизу балки). Существуют инженерные расчеты, как это можно спрогнозировать, и нужно мониторить ситуацию».
Здание по Гавриленко, 10, к разборке которого должны были приступить еще осенью прошлого года, стоит нетронутое. Вообще, это здание облюбовали джамперы и художники – они проводят здесь фестивали, рискуя жизнями.
В 2013 здесь погиб подросток — упал в шахту лифта.
Фундамент здания обнажен уже много лет и трещины говорят о том, что бетон разрушается, конструкции деформируются и дом тянет за собой весь склон. Это хорошо видно по гаражам, расположенным чуть выше по склонуэ
Рядом – заброшенная пятиэтажка.
Здание по Гавриленко,10 решили разобрать еще в прошлом году и летом 2016 года объявили тендер. Выиграла его все та же фирма ООО «Бустер». За 8 млн грн фирма должна разобрать здание, привести в порядок склон и укрепить его. Срок выполнения работ – 2016-2017 г.