Издание Страна.ua опубликовала перевод статьи американского Bloomberg о Коломойском. Приводим ниже этот текст, который говорит о том, что благополучие украинского олигарха – кажущееся и хрупкое.
Избрание Владимира Зеленского год назад выглядело хорошей новостью для одного из шести миллиардеров страны Игоря Коломойского, который находился в добровольном изгнании в Швейцарии и Израиле после разрыва с предыдущей администрацией. Новый президент был давним деловым партнером олигарха и, несомненно, мог помочь вернуть “Приватбанк”, национализированный его предшественником.
К лету 2019 года Коломойский вернулся в Украину, один из его бывших адвокатов стал главой администрации Зеленского. И хотя Коломойский не был самым богатым из украинских олигархов, его считали самым влиятельным.
Впрочем, сейчас у Коломойского дела идут плохо.
Зеленский защищает национализацию “Приватбанка”, чтобы получить доступ к миллиардам долларов иностранной помощи МВФ. Эта задача становится все более актуальной в условиях пандемии Covid-19. Такое положение дел подрывает шансы Коломойского отбиться от исков о возмещении убытков на сумму более 10 миллиардов долларов в юрисдикциях от Лондона до Кипра. Кроме того, против него начато расследование об отмывании денег в США.
Что еще хуже, другие компании, в которых 57-летний Коломойский имеет долю – в энергетической и авиационной отраслях – сталкиваются с серьезными угрозами, так как мировая экономика вступает в рецессию.
“Для Коломойского сейчас непростые времена. Очевидно, президент пытается дистанцироваться от него”, – сказал исполнительный директор исследовательско-экономической компании Case Ukraine в Киеве Дмитрий Боярчук.
Ожидается, что Зеленский, которого Коломойский с энтузиазмом поддержал, в этом месяце подпишет закон, который сводит на нет попытки магната вернуть себе долю в “Приватбанке” или достичь какого-то компромисса.
“Это лишь промежуточная победа для Украины, но очень важная. Закон применяет европейскую практику и значительно усложняет для бывших и будущих владельцев банков мошенничество со своими клиентами и государством”, – прокомментировал принятие “антиколомойского” закона член наблюдательного совета “Приватбанка” Роман Сульжик.
Коломойский находится под следствием ФБР и федеральной прокуратуры в США. Его американские бизнес-партнеры получают гражданские иски, в которых их обвиняют в том, что они помогли отмыть сотни миллионов долларов, украденных из “Приватбанка”, путем покупки офисных зданий и предприятий в Америке.
Одни из самых ценных активов олигарха – доли в крупнейшем в Украине производителе нефти, а также в ферросплавных и энергораспределительных компаниях. Все эти предприятия испытывают кризис в результате падения цен на сырье и экономического спада, вызванного Covid-19.
А “Международные авиалинии Украины” страдают от последствий глобального карантина и обрушившегося спроса на путешествия. МАУ требуется финансовая помощь правительства.
В то время как непубличный характер инвестиций Коломойского усложняет подсчет изменений в его доходах, состояние Рината Ахметова – самого богатого человека в Украине – сократилось на сумму от 1,8 до 4,2 млрд долларов в этом году.
Bloomberg оценивает капитал Коломойского в 1 миллиард долларов.
С одной стороны, олигарх сохраняет огромное влияние в Украине благодаря своему телеканалу “1+1”. Это СМИ в течение многих лет транслировало комедийные шоу, которые принесли Зеленскому известность. С таким же успехом его можно использовать, чтобы подорвать его власть.
У Коломойского также есть более прямой рычаг для давления на Зеленского – союзники в “Слуге народа”. Они стремились оттянуть принятие закона о банках, внеся более 16 000 поправок. Коломойский также знает, как обходить судебную систему Украины.
Однако что бы ни случилось дальше, позиции Коломойского в украинском бизнесе и политике, несомненно, слабее, чем год назад. Как долго он может продолжать сражаться, никто не знает.
“Закон о банках сузил пространство для маневра Коломойского”, – сказал экс-премьер Алексей Гончарук. Но если олигарх сможет повлиять на правоохранительные органы и суды, “не стоит ожидать, что дело “Приватбанка” скоро закончится”.