Блок Петра Порошенко проиграл парламентские выборы. Конечно, партия президента получила больше всего мандатов в новой Верховной раде, но в общественном сознании победителем все равно останется Арсений Яценюк, пишет Павел Шеремет в своем материале “Одиночество Порошенко” для “Украинской правды”.
Во-первых, потому что никто не верил в победу “Народного фронта”. Все предсказывали ему скромный результат. Фантазии самых амбициозных членов НФ не простирались дальше 15%.
Во-вторых, Блок Порошенко потерял за время кампании больше всех голосов. Разве только Радикальная партия Ляшка упала сильнее.
Я не разделяю беспощадных оценок и истеричных заявлений о провале партии украинского президента. Это наша традиция – подтолкнуть оступившегося человека. Рано списывать его в аутсайдеры или “хромые утки”, как написал один безумный мыслитель.
Но результат БПП – это, безусловно, личный проигрыш Петра Порошенко.
Он слишком тесно и прямолинейно увязал свою политическую судьбу с положением дел в стране. А поскольку ситуация в Украине, мягко говоря, далека от оптимистической, то удерживать популярность Порошенко очень сложно.
Результаты парламентских выборов – это удар по самолюбию и позициям Порошенко, но это не провал и точно не катастрофа. Это первый серьезный звонок украинскому президенту о том, что если он не изменит свою политику, то повторит судьбу Виктора Ющенко.
Украине нужен сильный лидер, но не вождь и не отец нации.
Порошенко стал заложником своего невероятного политического взлета после бегства Януковича. Наверное, он решил, что победа на президентских выборах – это результат его мощной человеческой харизмы или невероятного политического мастерства, а не удивительного стечения обстоятельств, которые иногда случаются в истории. И никто из ближайшего круга не стал переубеждать Порошенко в обратном.
Известно, что украинский президент больше всего ценит личную преданность и окружает себя людьми, которые особо не перечат. Это помогало вести бизнес в агрессивной среде первичного накопления капитала. Привычка стала натурой.
Но сейчас это может погубить самую успешную политическую карьеру. Потеря адекватности, ошибочное восприятие окружающей действительности дорого обходится и политику, и стране.
Порошенко любит лично во всем разобраться и персонально все контролировать. Он не особо делегирует полномочия и старается контролировать все процессы. Похвально, конечно, пока решать приходится одну или две сложные задачи. Катастрофа, когда таких задач больше, чем часов в сутках.
Петро Порошенко слишком много на себя повесил, и у него довольно слабая команда, чтобы в критический момент подхватить выпадающий из рук президента тот или иной вопрос. Да и они боятся перечить президенту.
Один из его ближайших помощников рассказывает, что Порошенко может простить одну ошибку, даже даст человеку второй шанс. Третьего – уже никогда.
Но правда в том, что ни у кого в стране сейчас нет команды сильнее, таково качество нынешней украинской элиты. И именно от Порошенко люди ждут чуда, которое он, по объективным причинам, дать не может в одиночку.
Украинский президент крайне чувствителен к общественному мнению. Даже слишком чувствителен. Возможно, это как-то связано с детскими комплексами, когда ему приходилось в семье доказывать, что он не хуже старшего брата? Я не знаю, просто предполагаю.
Но сейчас эта медийная чувствительность играет с президентом злую шутку. Он боится допустить ошибку. Он все время старается сделать так, чтобы его похвалили, чтобы им восхитились.
Успех на президентских выборах вскружил ему голову. Парламентскую кампанию решили провести на инерции народной любви. А в стране, переживающей жесточайший экономический и политический кризис, трудно долго быть популярным, если нет постоянных побед.
Первая десятка списка БПП была не самой плохой, но ее почти никак не задействовали. Президент лично формировал список, отбирал одних и вычеркивал других. Порошенко сам и тянул кампанию.
Да, его соратники ездили по регионам, выступали и агитировали, но все это было не так ярко, как могло бы быть. Народный фронт визуально предстал перед избирателем сильной командой суровых людей. Блок президента – только президентом.
Это Яценюк и Аваков спасали страну от коллапса, а президент занимался только войной, и оказался слабым главнокомандующим, который не сумел победить сепаратистов. По крайней мере, в этом удалось убедить тех, кто до последнего момента сомневался, за кого голосовать.
Даже Тимошенко демонстрировала команду, максимум выжимая из своей слабой позиции. А президент оставался один. Сильный директор и его заместители, блестящий дипломат и его советники, главнокомандующий и его солдаты, Порошенко и какие-то помощники.
Хитрые пиаровские ходы – огромное интервью в день тишины, поручение Гройсману включить отопление в домах украинцев, поездка в зону АТО и прочее не спасли ситуацию, не переломили негативный тренд естественного охлаждения народной любви в условиях кризиса.
Если Порошенко не сделает выводов из парламентских выборов, то дальше будет только хуже.
Он взял на себя ответственность за судьбу страны в ситуации, когда у него нет в руках всех властных рычагов. Украина – уже не президентская республика. Полномочия президента сильно урезаны.
Порошенко действует в условиях нарастающего экономического кризиса, сохраняющейся угрозы дальнейшей военной эскалации и нарастающего давления из России.
В таком положении никакие полит-технологические ходы, аппаратные игры и политические интриги не помогут.
Порошенко должен сформировать реальную команду перемен или помочь такую команду сформировать с участием своих политических партнеров – оппонентов. Не удержание и закрепление власти ради проведения правильных реформ спасут Порошенко, а открытая и понятная людям политика реформ помогут президенту сохранить власть.
Пока мы увидели только гонку, кто быстрее и толще выдаст коалиционное соглашение.
Поделиться полномочиями, связать всех общей программой действий. Стать вдохновителем и модератором перемен, а не техническим исполнителем, ответственным за все и не успевающим ничего.
Я часто думаю о Викторе Ющенко. Тяжело наблюдать за президентом, который никому не нужен. Все при деле, даже Кучма пригодился, и только вокруг Ющенко – зона отчуждения.
Он живет, что-то делает, передвигается в пространстве, но словно тень. Не могут украинцы простить ему обманутых надежд. Но его хотя бы не трогают, не мешают заниматься пчелами.
Порошенко в случае провала отсидеться на пасеке не сможет. Негде эту пасеку будет поставить. Надеюсь, он это понимает. Как, впрочем, и Арсений Яценюк.
PS. Я мог бы не писать об украинском президенте. Не подставляться под удар. Я не украинец и своим в Украине, может быть, никогда и не стану. Но сейчас я живу здесь. Здесь – родные для меня люди. И я хочу, чтобы все в Украине получилось, потому что это борьба не только за вашу, но и нашу свободу.