Інтернет-видання «Дніпро.Головне»

О выбросах Приднепровской ТЭС: денег нет, но вы дышите

14 февраля общественные активисты, экологические чиновники и представители ДТЭК обсуждали проблему выбросов и загрязнений от Приднепровской ТЭС.
Об этом сообщает Интернет-издание «ДНЕПР. ГЛАВНОЕ» со ссылкой на zabeba.li.
Игорь Венцель, замдиректора по развитию и сервисов ДТЭК рассказал следующее:
«Компания за последние три года почувствовала на себе много изменений. Компания «ДТЭК Днепрэнерго» работает с марта 2012 года и часть мероприятий были реализованы еще в 2012, 2013 году. Это я говорю про строительство новых электрофильтров на 9, 11 энергоблоках, которые позволили на 95% сократить количество выбросов. Про модернизацию промывной конденсации которая позволила сократить стоки в реку.
Но с 2015 года у нас начались проблемы с обеспечением станции углем. Станция работает на антрацитовом угле, который поставлялся с Донецкой области. И мы впервые в августе 2015 остановили станцию. И эта остановка отобразилась на нашей финансовой деятельности. 2015 как раз был тем годом, когда мы планировали экологические мероприятия. В 2015 Приднепровка получила убыток 988 млн грн. В целом по «Днепрэнерго» почти 4 млрд грн убытков по 2015 году. И поэтому планы мы отложили.
В 2016 году работа стабилизировалась, поставки угля возобновились. В 2017 году ситуация повторилась – с февраля поставки угля прекратились, и мы решили обеспечивать станцию импортным углем, и перевести 7 и 8 энергоблоки на газовый уголь. Теперь, когда стабилизировали работу предприятия можем планировать мероприятия из экологических программ.
В 2018 году на 10 блоке станции установим эмульгаторы, которые снизят уровень выбросов пыли в 10 раз. На данный момент имеем предложения от подрядчиков, и в ближайшие недели выберем лучшее предложение. Такие же проекты собираемся реализовывать в будущем году. По 1 эмульгатору на протяжении ближайших трех лет.
По системе мониторинга (состояния атмосферного воздуха – ред.) – в 2018 году также собираемся установить системы мониторинга и на протяжении полугода запустить ее в работу. Первый пусковой комплекс планируем запустить до июля. Есть еще одна проблема – с утилизацией золошлаков. Фактически станция каждый год получает приблизительно 160 тысяч тонн золошлаков. За последние годы мы увеличили количество утилизированного шлака в 4 раза. Это немного, но к 2020 году мы планируем выйти на цифру 100 тыс. тонн утилизированного материала. Также мы работаем с компанией UMG и одним из проектов куда мы собираемся реализовывать золошлаки это дорожное строительство. В 2017 году мы получили вывод экспертов, который нормативно обосновывает использование наших шлаков для стройки дорог. Сейчас проводим встречи с участниками рынка, которым мы сможем реализовать золошлаки. Это перспектива ближайших лет».
Правда, по словам директора департамента экологии ДнепрОГА Руслана Стрельца, без изменения государственных строительных норм, реализация золошлаков в строительстве дорог будет невозможна. И как оказалось за 2016 год «ДТЭК Днепрэнерго» по словам Игоря Венцеля получила 40 млн прибыли, а в 2017 году был финансовый результат 414 млн грн. И выходит, что сложности прошлого года о которых говорил топ-менеджер компании, не такие уж и крупные.
Ответ горожан
Впрочем, отчет представителя ДТЭКа не сильно впечатлили присутствовавших. Вот что заявила общественный активист Ирина Черныш:
«Вы говорите о системных изменениях, которые планируете выполнить в будущие годы. Но хочу обратить внимания на условия, указанные в ваших приватизационных документах, прописанные государством. И все что вы пишете в программе на следующий год указано еще в условиях приватизации, и вы должны были выполнить до 1 января 2015 года. Поэтому если говорить о финансовом кризисе 2015 года о котором вы упомянули, то это не совсем адекватная причина.
Но вы сделали вот что – провели инвентаризацию и обратились в Минэкологии с просьбой получить новые разрешительные документы, но забыли, что к 1 января 2018 у вас уже должны были быть выполнены все условия по пыле- и газоочистке и на 7 и на 8 и на 10 энергоблоке, и привести в соответствие к проектным нормам 11 энергоблок – доведение электрофильтра к проектным нормам. Таким образом вы все должны были выполнить 4 года назад.
Если вы говорите о системе мониторинга, то почему вы говорите об установке на границе санитарной зоны, а не установке датчиков на каждую трубу? Ведь мы понимаем, что Национальным планом по снижению выбросов ваше предприятие по сути поделено на 2 части. Это 7, 8, 9 и 10 энергоблоки которые являются самыми старыми и вырабатывают 150 МВт. И 11, 12, 13, 14 которые внесены в план снижения выбросов, но мы понимаем, что рабочий из них только 11й, а два из них находятся в глубокой консервации, а один не работает. То есть вы вносите энергоблоки, которые якобы вырабатывают 300 МВт. Для того чтобы у вас были общие объемы больше, хотя не указываете никаких мероприятий, которые вы планируете там проводить. То есть мы видим манипуляцию Приднепровской станции, которая планирует получить большие нормативы на выбросы. И реально работать самыми старыми энергоблоками на которых стоит очистка, установленная в 60-70 годах, когда станция запускалась. И продолжаете обещать, что в ближайшие 5 лет поставите очистку. При этом не говорите об электрофильтрах, а об эмульгаторах. Да, если говорить честно, то при эмульгаторах будут снижены выбросы до 100 мг если говорим о пыли. Но как мы можем говорить об установке таких сооружений, если на трубе не будет датчиков? И будем видеть лишь какой-то общий показатель на границе санитарной зоны. А какой конкретно энергоблок выбрасывает сколько пыли и газа мы понятия не будем иметь.
Если говорить о золошлаках, то вы назвали цифру 160 тысяч тонн. Но на сегодняшний день только золошлаконакопителях в русле реки Шиянка находится около 11 млн тонн ваших отходов. Приблизительно такой же объем находится в отвале балки Западной. Если говорить о реализации 160 тыс. тонн и реализации 100 тыс. тонн, то к какому веку мы придем чтобы хотя бы половину вывезти оттуда? Далее, если вы говорите о том, что антрацитовые золошлаки являются отходами, которые никто не хочет забирать, то на сегодняшний день при переводе 7 и 8 энергоблоков на газовый уголь вы по тем же трубам и в то же место складируете отходы угля. То есть вы ценное сырье сбрасываете вместе с антрацитом. Потому что станция использует оба вида угля и превращает таким образом ценный ресурс в мусор».
На это эколог компании ДТЭК Ирина Вербицкая ответила, что нигде в Украине нет датчиков системы мониторинга воздуха «на трубе», и законодательство не обязывает ставить на трубу. А самые старые энергоблоки компания собирается выводить из эксплуатации.
Еще одна проблема – не допуск представителей экологических департаментов и экологической инспекции на предприятие. Ирина Черныш заявила: «Сейчас вам проще не допустить проверку и заплатить штраф за не допуск, чем показать значительное превышение граничных концентраций вредных веществ в воздух. Пока мы слышим обещание, которые были даны в 2015. 2016. 2017 году. Сегодня слышим переносы сроков на 2019 и дальнейшие годы. Все тех же мероприятий, которые надо было выполнить до 2015 года.
Председатель общественного совета при Днепропетровской экологической инспекции Татьяна Лампика дополнила:
«При последней всеукраинской экологической проверке, вы даже не дали служебное лицо которое бы приняло административную ответственность – то есть вы так сманипулировали, что даже штрафы после проверки вам не смогли начислить. То есть фактически это тоже самое что не пустить проверку».
Директор департамента экологии горсовета Днепра, Павел Головаха резюмировал:
«Мы знаем, что вы хотите получить разрешение на выбросы (в Министерстве экологии) и с увеличением выбросов. И мы это никак не разделяем. Позиция горсовета тут одна – с одной стороны все мы понимаем экономическую ситуацию и выкручивать руки друг другу мы не можем. У нас общая система отопления, плюс жители города работают на ТЭС. С другой, я уже не говорю о том, что представители нашего департамента не смогли провести проверку предприятия, мы даже «в гостях» смогли побывать только там, где нет охраны, и где убивается река Шиянка.
У вас (ДТЭКа – ред.) постоянно звучат заявления о проблемах с поставками угля, проблемы с прибылью. Сейчас вы ситуацию стабилизировали, получили прибыль, и заявляете об эмульгаторах за 42 млн грн. Но я так понимаю, что город Днепр должен «надышаться» вашими выбросами на (ущерб – ред.) эти 42 миллиона чтобы в конце концов появились фильтры на 10 блоке, при этом продолжать «дышать» блоками с 7 по 8. Складывается впечатление что надо издать распоряжение чтобы людям на левом берегу разрешить отрезаться от отопления и ставить себе газовые котлы»
В результате участники решили собираться на такие обсуждения ежеквартально. Тем временем 19 февраля по вопросу работы Приднепровской ТЭС произойдут общественные слушания в 16:00 в ДК «Энергетик» Днепр, жм Приднепровский, ул. Космонавта Волкова, 11-А.