29 апреля на сессии областного совета было принято решение «О проекте Перспективного плана формирования территорий громад». Как заверил после сессии председатель облсовета Евгений Удод, данное решение — только проект, который предстоит обсудить на местах. Окончательный вариант будет приниматься с учетом мнений и предложений громад. Руководство города и области настаивает, что процесс объединения – дело сугубо добровольное, но при этом намекает: именно объединенные громады будут получать дополнительные ресурсы на свои нужды, пишет “Горожанин”.
Назад в будущее
В феврале этого года Верховная Рада приняла Закон «О добровольном объединении громад», которым определяется порядок объединения. Его цель, как прописано в пояснительной записке, — создать условия и возможности для укрупнения и формирования боеспособных территориальных громад. Предусмотрено, что средняя численность сельской громады в случае объединения в новую громаду будет составлять 9 тысяч человек, средняя численность населенных пунктов – 16, ожидаемая средняя площадь громады – порядка 400 квадратных километров.
«Исходя из указанных параметров, большая часть новых громад будет создана на базе районов, которые существовали в УССР до административно-территориальной реформы 1954-1960 годов», — указано в пояснительной записке.
Также предполагается, что государство помимо информационной и методической будет оказывать также финансовую поддержку новым громадам в «создании отсутствующих элементов инфраструктуры, необходимых для обеспечения исполнения полученных полномочий». Что касается полномочий, объединенные громады будут иметь собственные и делегированные.
К первым относятся: планирование развития громады и формирования бюджета, экономическое развитие, управление земельными ресурсами, развитие местной инфраструктуры (содержание и строительство дорог, водо-, тепло-, газоснабжение, водоотведение и благоустройство), предоставление жилищно-коммунальных услуг, содержание улиц и дорог на территории громады, организация пассажирских перевозок, поддержание общественного порядка силами муниципальной полиции, пожарная охрана.
Ко вторым относятся: соцпомощь, административные услуги через центры их предоставления (вместо райисполкомов), управление школами и садиками, первичная медицинская помощь, содержание и организация работы домов культуры, клубов, библиотек, стадионов, спортплощадок.
В каждой объединенной громаде будут также созданы подразделения госорганов, ответственные за выплату пенсий, субсидий, обеспечение льготами, казначейское обслуживание, контроль санитарного состояния, регистрацию актов гражданского состояния.
— Каждая территориальная громада с учетом изменений, которые произошли в Бюджетном кодексе, сможет самостоятельно решать, куда направить ресурс на основании тех налогов, которые будет собирать, — пояснил и.о. первого заместителя председателя ОГА Олег Кужман. — Новые налоги, которые сегодня появились, — акцизный сбор, налог на недвижимость, земельный налог, налог на доходы физлиц. Речь идет о делегировании полномочий и ответственности, куда этот ресурс будет потрачен.
Именно громады решат, какое количество школ, медучреждений, садиков целесообразно содержать. Но в любом случае, как заверяет Олег Кужман, о тотальном закрытии учреждений соцсферы речи не идет (Пока в области готовят к закрытию «всего» десятка три школ, — Ред.). Возможно даже, вместо закрытия будут открываться дополнительные учреждения. Все зависит от возможностей громады. Субвенция из госбюджета как поступала, так и будет поступать, плюс увеличится объем ресурсов за счет объединения.
В срочном порядке
В ОГА говорят о 51 самодостаточной громаде – именно такое количество планируют создать в рамках объединения. По каждой из них уже разработаны паспорта, подсчитаны доходы (расчетные величины), определены административные центры.
— Предварительно была определена 51 громада, — сообщил Кужман. — Мы посчитали из расчета экономической составляющей, из расчета всех учреждений социально-экономической инфраструктуры в тех или иных громадах. Это «рыба», которую мы сегодня пустили на обсуждение в наши территориальные громады.
Чтобы успеть провести в нормальном режиме местные выборы, которые должны состояться 25 октября 2015 года,громады должны закончить процедуру объединения до 5 сентября. Пока что руководство ОГА и облсовета говорит о четырех пилотных районах, которые готовы уложиться в эти сроки. Речь идет об Апостоловском районе – 3 громады, Верхнеднепровском – 6, Днепропетровском – 7, Солонянском – 5. Как сообщил первый заместитель председателя облсовета Анатолий Адамский, по-хорошему реализация закона предполагает 175 дней.
– Если бы мы не говорили о выборах, то спокойно по схеме можно было бы отрабатывать и мы бы вышли на середину ноября, — рассказал Адамский. – Но мы хотим успеть закончить в пилотных регионах в первой декаде сентября, тогда успеем провести выборы в срок.
Неделю назад был открыт Региональный офис реформ, специалисты которого уже провели ряд консультаций и семинаров в районах, разъясняя аспекты реформирования. Руководитель офиса Елена Тертышная рассказывает, что вопросов у представителей громад пока что очень много, но процесс информирования идет полным ходом.
Что касается экономии для областного бюджета в случае объединения громад, то она будет иметь место.
— Расчеты финансистов, которые основывались на методике, представленной постановлением КМУ, и принципах, заложенных в Закон «О добровольном объединении громад», четко определяют, что большой бонус есть как для территориальной громады, так и для областных бюджетов, — пояснила Елена Тертышная. — Во-первых, громада становится самодостаточной, с ней меньше проблем с точки зрения дотационности, во-вторых, идет сокращение управленческого аппарата.
Согласно проекту решения облсовета «О перспективном плане формирования территорий громад», предложения по результатам обсуждения городские и районные советы должны предоставить до 20 мая. Интересно будет посмотреть, какие же решения приняли на местах.
Автор: Юлия Рудая