На сессию Днепропетровского горсовета, проведение которой запланировано на 27 апреля 2016 года, планируют вынести, в числе прочих, проект решения «Об организации закупок». Данным проектом решения (скачать) депутатам будет предложено внести изменения в действующее решение горсовета №6/67 от 30.09.2015 «О внедрении практики электронных закупок за деньги городского бюджета» (скачать).
Об этом сообщает Интернет-издание «ДНЕПР. ГЛАВНОЕ» со ссылкой buroua.com.
Суть данного решения — исключить из перечня заказчиков, которых прошлогоднее решение горсовета обязывает работать через ProZorro, на срок до 1 августа 2016 года (день вступления в силу Закона, который никак не обойти), самые «денежные» подразделения мэрии — Департамент коммунального хозяйства и капстроительства, горжилуправление, и подчиненные им коммунальные предприятия. А также — КП «Днепропетровский метрополитен».
Изменения, как значится в проекте, будут вноситься в соответствии с письмом Департамента коммунального хозяйства и капстроительства, на основании норм Конституции, законов «О местном самоуправлении», «Об осуществлении госзакупок», «О публичных закупках» и распоряжения Кабмина №501-р от 20.05.2015 «О реализации пилотного проекта по внедрению процедуры электронных закупок товаров».
Решением мэрии сентября 2015 года «с целью обеспечения экономии бюджетных средств, расширения реальной конкуренции при осуществлении закупок за деньги городского бюджета» было поручено всем руководителям исполнительных органов, коммунальных учреждений и коммунальных предприятий горсовета проводить закупки товаров и услуг, стоимость которых является не меньше 50 тысяч, и не превышает границу, установленную ч.1 ст.2 Закона «Об осуществлении госзакупок» (для товаров, услуг – 200 тысяч гривен и выше, для работ – 1,5 миллиона и выше), в системе электронных закупок ProZorro.org.
Решение было своего рода политическим антикоррупционным компромиссом. Закон «О публичных закупках», вступивший в силу 19 февраля 2016 года и регулирующий порядок осуществления электронных госзакупок, становится обязательным для всех без исключения заказчиков лишь 1 августа 2016 года. С 1 апреля 2016 года на него обязаны перейти лишь центральные органы исполнительной власти и заказчики, подпадающие под действие Закона «Об особенностях осуществления закупок в отдельных сферах хозяйственной деятельности» (подробнее – здесь).
На досрочном переходе мэрии на систему электронных госзакупок настаивала общественность Днепропетровска и ряд фракций горсовета, мотивируя это требования распоряжением Кабмина, которым было согласовано предложение Минэкономики о добровольном переходе распорядителей бюджетных средств на новый формат проведения закупок до введения в действие нового закона. Перешедших на ProZorro досрочно было решено называть «участниками пилотного проекта».
«Пилотным» таким образом стала и Днепропетровская мэрия, приняв соответствующее решение и взяв на себя юридические обязательства по проведению всех закупок, сумма которых превышает 50 тысяч гривен, только через систему ProZorro.
Решение хоть и не всеми подразделениями горвласти, хоть и не всегда, но выполнялось. Новому же руководству города электронные закупки пришлись не по душе. И от них до августа намерены освободить самые опасные с точки зрения коррупции структуры, связанные с ЖКХ Днепропетровска.
Чем обосновывают такое предложение? В проекте решения сессии содержится весьма интересная формулировка: «учитывая тот факт, что бюджет г.Днепропетровска был принят 30.03.2016 и ввиду исключительной потребности в выполнении работ и предоставлении услуг в секторе жилищного хозяйства, коммунального хозяйства и транспорта…».
У власти наверняка есть в запасе пара-тройка аргументов, почему именно этим избранным городским структурам было позволено обходить гласные закупки в ProZorrо. Эти аргументы должны по всей видимости прозвучать на сессии. Давайте разберем их с точки зрения реальности
К наиболее распространенным жалобам чиновников – распорядителей бюджетных средств в адрес ProZorro является: «низкая явка участников» и «сомнительное качество» закупленных услуг, товаров и работ.
Что касается первого аргумента, то желающих принять участие в электронных торгах пока действительно не очень много. Причин несколько. Это и необходимость публикации на всеобщее обозрение абсолютно всех документов тендерного предложения, иногда включая копии идентифицирующих участника и его работников справок и прочего, что идет вразрез с законодательство о защите персональных данных.
И недоверие к системе (чиновники умудряются и через ProZorro «протаскивать» нужных победителей, допустим, объявив тендер поздно вечером, а наутро уже провести торги и объявить победителя. Конечно же, «свои» компании вовремя узнают о тендере и подадут заявки на торги. А вот «чужие» могут и не успеть).
И случаи сокрытия объявлений о проведении торгов, чтобы потенциальные участники не смогли его найти и подать свои предложения. «Доверенные» поставщики, конечно же, обо всем узнают вовремя. Для этого, как сообщали СМИ, обычно пишут название тендера с грамматическими ошибками, например «Закупівля машін», квалифицируют это не как автомобильный транспорт, а как «Електроустаткування, інше», подгружают нечитабельную тендерную документацию и объявляют тендер, в надежде, что его не заметят другие участники, а найдут только «свои люди».
Иными словами, к новой системе многие продавцы пока относятся настороженно, игнорируя объявления через электронные площадки.
Вместе с тем, уже в пилотном проекте по всей стране было проведено более 50 тысяч тендеров на сумму 12 миллиардов гривен (при этом экономия бюджетных средств, по данным Минэкономики, превысила 680 миллионов гривен).
Если говорить о втором аргументе противников ProZorro, то основанием для него служит тот факт, что сегодня единственным критерием определения победителя на торгах является цена. В результате малоизвестная компания может обойти по цене солидного поставщика и выиграть в тендере. А известный и проверенный поставщик, который, возможно, предлагает свои услуги чуть дороже, может предложить множество других преимуществ, например гарантированное качество продукции, поставку точно в срок, отсрочку платежа (ни для кого не секрет, что с подрядчиками часто расплачиваются не в срок), и прочее.
Решить эту проблему на практике можно, допустим, прописав некий минимум по цене, ниже которого участникам опускать цену нельзя. Это позволит избежать технических ошибок и поставки некачественных услуг или продукции.
Что касается ситуации, в которой электронные закупки лишают чиновников выбора знакомых, проверенных фирм, которые и выплату из бюджета могут подождать дольше, чем другие, и стройматериалы за свой счет закупить в тех случаях, когда эта закупка лежит на плечах заказчика, то тут уж, как говорится, извините, конкуренция есть конкуренция, закон есть закон. Да и сговорчивость фирм, как известно, в основном имеет коррупционную основу.
К тому же, новый закон говорит, что критерием оценки может быть не только стоимость, но и другие показатели. Например, условия оплаты. В результате выиграет тот, кто сделает большую отсрочку платежа, даже при более высокой стоимости своего предложения. Все для вас, как говорится.
Так что причины, по которым Днепропетровской мэрии понадобилось развязать руки отдельно взятому Департаменту, отдельно взятому управлению и подчиненным им КП, едва ли имеют отношение к «не идеальности» системы. Думается, причина здесь в другом: исключительно в объеме средств, который чиновника нужно успеть «освоить» до 1 августа 2016 года, когда на ProZorro нужно будет в любом случае переходить всем и без всяких разговоров.
В 2016 году на сферу ЖКХ в бюджете города запланировано почти 1,5 миллиарда гривен, из которых, по оценкам экспертов, около 700 миллионов (как дотендерные закупки) должны были пойти через систему ProZorro. Деньги большие и интерес к ним у чиновников немаленький.
Вот почему, не смотря на многочисленные обещания искоренить коррупцию и проводить бюджетные закупки исключительно через систему ProZorro, руководство города начало заранее готовить общественное мнение к временному отказу от своих политических обещаний.
Можно не сомневаться, что промэрское «демократическое» большинство в депутатском корпусе горсовета, стиснув зубы, встанет на горло своим демократическим принципам, и решение о временном отказе от ProZorro для тех департаментов, которые курирует Лысенко, обязательно будет принято. А это – напомним еще раз – примерно 700 миллионов бюджетных гривен.