Бывший глава Днепропетровского облсовета Святослав Олейник больше года не ходит на работу. С декабря 2020 года он не посетил ни одного заседания областного совета. Осенью 2021 года Олейник убежал из «Слуги Народа» и переметнулся в партию Виталия Кличко «УДАР» (возглавив ее областную организацию), но и это никак не сказалось на его посещаемости. В сложное для страны время, перед лицом российского вторжения, «патриот на словах» Святослав Олейник продолжает показательно игнорировать выполнение своих непосредственных обязанностей, делегированных ему избирателями. Впрочем, как и его закадычный друг, экс-глава Днепропетровской ОГА Александр Бондаренко, которого не было на подавляющем большинстве заседаний облсовета за последний год. В чем причина?
Очевидно, что причин может быть несколько. С одной стороны быть простым депутатам облсовета не так интересно с коммерческой точки зрения – возможностей гораздо меньше. В свою бытность главой областного совета Олейник прямо таки фонтанировал идеями и схемами, которые ежедневно улучшали его благосостояние. Разумеется, за счет бюджетных средств. Поэтому и интерес пропал, как только финансовые потоки поплыли мимо рук предприимчивого депутата.
С другой стороны к Олейнику давно и плотно проявляет интерес НАБУ. По куче направлений его предыдущей деятельности ведется следствие. Не исключено, что именно страх перед наручниками и тюрьмой заставил экс-главу облсовета затаиться и лишний раз не отсвечивать на публике. Уже давно известно, что в соседней Словакии Святослав Олейник давно подготовил для себя «запасной аэродром» на случай, если будет необходимо срочно бежать из страны из-за проблем с антикоррупционными органами. Поэтому вполне возможно, что Олейник совершенно остыл и к облсовету, и к родному городу, и предпочитает держаться подальше – от НАБУ, от избирателей и потенциальных рисков поближе познакомиться со следователями.
«Большая стройка» имени Олейника
Безусловно, Олейнику есть о чем переживать. И его страх публичности вполне обоснован. Тяжелое бремя старых коррупционных дел, о которых много и подробно писали расследователи, не дает забыть обществу о персоне бывшего главы Днепропетровского облсовета.
До пришествия на пост главы облсовета в 2019 году, Святослав Олейник уже работал на должности замглавы Днепропетровской ОГА в 2014-2015 годах. Близость к финансовым потокам области позволила ему создать целую систему по выкачиванию денег из госбюджета, которая до поры до времени работала как часы. Олейник являлся бенефициаром целого ряда компаний, занимающихся строительством, коммунальными услугами и т.д. Разумеется, неофициально. И пока экс-губернатор Днепропетровщины Александр Бондаренко еще снимался в российских телешоу и рекламировал трусы в качестве модели, Олейник уже вовсю рулил многомиллионными коррупционными схемами.
Подрядчики, работающие с ОГА по инфраструктурным проектам, неоднократно утверждали, что экс-глава облсовета предлагал переписать на его людей 50% компании и завести своих представителей в управление. Взамен бизнесменам обещали «не заводить уголовные дела на компанию. Такую схему Олейник отработал еще в 2014-м году, когда получил контроль над 50% компании «УПС», прославившейся вечными проблемами с качеством строительства дорог, что приводило к скандальным судебным процессам. Службе автомобильных дорог области приходилось через суд заставлять компанию исправлять недоработки.
«После установления контроля Олейника над «УПС», компания продолжила получать многомиллионные подряды из бюджета, хотя качество ее работы только ухудшилось», писало издание «Апостроф». По некоторым данным, «УПС» освоила около миллиарда бюджетных гривен.
Новым этапом, раскрывшим аппетиты Святослава Олейника, стала президентская программа «Большая стройка». Экс-главе Днепропетровской области удалось установить тесное взаимодействие с экс-главой ДнепроОГА Александром Бондаренко, назначенным осенью 2019 года, и бюджетные деньги повалили компаниям самого Олейника. В каждом департаменте ОГА появился представитель интересов Олейника, через которого утверждались все действия и документы. Начальники департаментов под риском увольнения согласовывали свои планы с Олейником и его окружением, платежи также проходили только после согласования у экс-главы Днепрооблсовета. Коррупционная рента, которую собирали представители интересов Олейника, составляла 20-25%.
При этом, вскоре выяснилось, что эти компании продуцируют исключительно брак и недострой, множество строек были свернуты и заморожены, а выполнение строительных работ саботировалось.
Таких недостроев за время каденции Олейника накопилось много: зал игровых видов спорта в Днепре, получивший из госбюджета 250 млн грн; парк, школа и ДЮСШ в Синельниково, школа в Межевой и детский сад в Илларионово.
По состоянию на декабрь 2020 года большинство объектов, которые до вступления на должности Олейника и Бондаренко, пребывали на высоком уровне готовности, так и остались незавершенными и невведёнными в эксплуатацию. В течение только одного года в области были заморожены практически все объекты строительства из списка «Большой стройки»( из 310 объектов осталось только 30). Но областные власти продолжали проводить новые и новые тендеры, где регулярно выигрывали одни и те же компании — «УПС», «ССА Энерджи» и «Николь Индастри», связанныы с Олейником. На сайте Prozorro появились десятки торгов, проведенных словно под копирку .
Вот лишь один из примеров того, какими сумами уплывали в карманы Олейника. В рамках «Большой стройки» в мае 2020 года был объявлен тендер на сумму более 400 млн гривен на ремонт трассы Р-73 (на Никополь). Несмотря на все нарушения Начальник Службы автомобильных дорог в Днепропетровской области дал компании Олейника «УПС» положительный отзыв о качестве работ. В итоге компания, победила в этом тендере. И, скорее всего, эти деньги в Украине не задерживались, а оседали на частных банковских счетах семьи Олейника в Словацкой Республике.
В поле зрения НАБУ
Основные пункты претензий НАБУ к Святославу Олейнику — ложь в декларации, уклонение от налогов и масса коррупционных скандалов. Его «бизнес-партнер» Бондаренко также под прицелом правоохранителей за укрывательство доходов.
Святослава Олейника подозревают в том, что он скрывает свою недвижимость, используя подставных лиц. Одним из таких «подстав» стал руководитель компании Investment Service Ukraine Иван Герасименко (вместе с ним Олейник был конечным бенефициаром ООО «Украинские медиа системы» и ООО «Инвестмент Сервис Юкрейн»). По некоторым данным, на Герасименко оформлены несколько квартир в Киеве и Днепре, а также вилла в Одесской области.
Также Иван Герасименко является бенефициаром ЧП «КОВО». На предприятие зарегистрирован земельный участок и дом (Киевская обл., Бориспольский р., с. Гнедин, улица Заводская, дом 4-А). Герасименко также является бенефициаром ООО «Ресурс Элит Груп», на которое зарегистрировано три земельных участка в Днепропетровской области, и руководителем адвокатского объединения «Ису Лоерс», которое при Бондаренко выиграло три гостендера на сумму 564 млн грн. Кроме того, компаньон Олейника и Бондаренко значится руководителем компании «Индастриал Солюшенс», на которого зарегистрировано множество квартир и недвижимости в Киеве.
Олейник не задекларировал имущество своей гражданской жены Ирины Гуназы, но следователям стало известно, что она владеет множеством земельных участков в Днепропетровской и Киевской областях, Днепре, домовладениями в Днепре, нежилыми помещениями в Павлограде. С Гуназой Олейник находится фактически в брачных отношениях, но без регистрации. Главу Днепропетровского облсовета с этой женщиной связывают двое общих детей. Олейник постоянно летает с Гуназой и детьми за границу, что многократно зафиксировано погранслужбой.
Семья Олейника владеет земельными участками площадью 0,2551 га в Солонянском районе, домовладением площадью 67,6 кв.м и земельным участком площадью 0,0499 га на Балашовском спуске в Днепре, нежилым помещением площадью 313 кв. м в Павлограде, домом на улице Солончаковой в Днепре, земельным участком площадью 0,055 га в Юбилейном, жилым домом площадью 63,5 кв. м и земельным участком площадью 0,12 га в Грушевато-Криничном, еще одним домом площадью 582,5 кв. м и земельным участком площадью 0,0376 га на Балашовском спуске, 5, домом и участком площадью 0,15 га в Вишенках под Киевом и другими объектами недвижимости.
Отдельно стоит упомянуть активы Олейника, записанные на его жену, в Словакии. Гуназа имеет там дома, земельные участки и бизнес. В Украине с 2015 года ей принадлежит компания ТОВ «Берег-А», с 2019 года — ТОВ «Власт 2020». А в Словакии Гуназа владеет компаниями Arograf, s.r.o. и Proxima, s.r.o. На последнюю зарегистрировано несколько земельных участков, нежилое здание площадью 1019 кв м, сельскохозяйственное строение и земельный участок 7117 кв м. Также известно, что Proxima, s.r.o. была зарегистрирована в Украине компанией ТОВ «Долина-Агро СК». В общем, гражданская жена Олейника владеет немалым количеством имущества, которое он не задекларировал. Как писало словацкое издание Finančné Noviny, Олейник рассматривает Словакию как «запасной аэродром», в случае проблем с украинскими налоговиками и правоохранителями.
В 2021 году Главное следственное управление Государственной фискальной службы также занялось гражданской женой Олейника Ириной Гуназой по статьям 209 «Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем» и 212 «Уклонение от уплаты налогов, сборов».
Кроме того, НАБУ внесло в реестр досудебных расследований уголовное производство по приватизации Аульской хлоропереливной станции, к которому как глава облсовета Святослав Олейник имел непосредственное отношение. Это стратегическое предприятие – единственное в регионе, которое занималось расфасовкой хлора для очистки питьевой воды. Фактические «ДнепрАзот», на котором производился хлор, поставлял вещество на водоканалы области исключительно через Аульскую хлоропереливную станцию. Дело о приватизации «АХП» квалифицировали по 364 статье Уголовного кодекса — злоупотребление властью или служебным положением. Если вина Святослава Олейника будет доказана в суде, ему грозит 6 лет за решеткой.
Некоторыми аспектами деятельности Олейника заинтересовалось и СБУ. В июле 2021 года Служба безопасности начала вызывать на допросы бывших народных депутатов, которые голосовали за так называемые «Харьковские соглашения», расследуя дело о государственной измене. Среди потенциальных клиентов Службы, наряду с такими деятелями как беглый Олег Царев, оказался и Святослав Олейник.
Так что, в принципе, неудивительно, что экс-глава Днепропетровского облсовета старается не появляется на публике и на работе. Даже если родная страна находится буквально накануне войны и избиратели требуют, чтобы депутат выполнял свою работу – всегда есть другая родная страна. В данном случае, безопасная Словакия.