Кривой Рог и прилегающие территории на грани экологической катастрофы. К такому неутешительному выводу пришли участники круглого стола «Определение исходных условий и формулирование стратегических подходов касательно поддержки экосистемы в бассейне речки Ингулец», которая состоялась в областном совете. Промышленники, ученые и представители областной власти решали, что делать с шахтными водами, которые загрязняют реки и грозят затоплением ряду населенных пунктов. Но к окончательному ответу на вопрос «что делать?» прийти так и не смогли.
Об этом сообщает Интернет-издание «ДНЕПР. ГЛАВНОЕ» со ссылкой zabeba.li.
Помимо вредных выбросов в атмосферу, предприятия-гиганты Криворожья загрязняют воду и грунт. И главный загрязнитель — шахтные воды. Это воды высокой минерализации, которые образуются в результате добычи железной руды шахтным способом. Они подлежат очистке либо захоронению в глубинных пластах.
Однако в Кривбассе из-за объема добычи железной руды их попросту не успевают в полном объеме очищать. Новости Украины отмечают, что ежегодно количество получаемой высокоминерализованной воды, с которой нужно что-то делать — порядка 12 млн метров кубических. Она образуется в результате работы таких промышленных гигантов, как Центральный горно-обогатительный комбинат, корпорация «Метинвест», Криворожский железнорудный комбинат, АрселорМиттал Кривой Рог, Евраз Сухая балка. Минерализация воды зачастую достигает 100 грамм на литр (для сравнения — минерализация Черного моря — 15-17 грамм на литр). Для деминерализации используют воду Кременчугского водохранилища — порядка 125 млн кубических метров. Однако конечный продукт, который сбрасывают в Ингулец, а затем поступает в Днепр, все равно содержит сверхвысокое количество сульфатов и хлоридов.
Чем опасна высокоминерализованная вода? По информации профессора кафедры экологии Приднепровской академии строительства и архитектуры Григория Шматкова, уже на сегодня из-за сброса воды в Ингулец и в конечном счете в Днепр, непригодными для земледелия оказались порядка 60 тысяч гектаров земли в Херсонской и Николаевской областях.
Кроме того, шахтные воды негативно сказываются на экосистеме главной водной артерии Украины. Но даже это не самое опасное. Прежде чем сбросить очищенную воду в Ингулец, она должны отстояться. С этой целью в Кривбассе используют, в первую очередь, балку Свистунова. Однако объем загрязненной жидкости настолько велик, что она не успевает должным образом отстояться. По информации профессора Шматкова, плотина, которая сдерживает сточные воды, в таком изношенном состоянии, что высока вероятность ее прорыва. Под угрозой затопления — близлежащие села Новолатовского сельсовета и даже часть Кривого Рога. Если же не сливать (12 млн. метров кубических в год) — значительная часть Кривого Рога будет затоплена.
Что делать с проблемой, чиновники пока не знают. Единственное, что сегодня они сделали, привлекли для решения проблемы немецких экспертов фонда GIZ. Однако Петер Сейберт, который присутствовал на круглом столе в Днепропетровском областном совете, сам хотел разобраться в ситуации.
Как это часто бывает, главный вопрос — проблема финансирования. Предприятия, которые загрязняют окружающую среду, на промывку и слив шахтных вод совокупно тратят порядка 150 млн грн. в год. Однако как показывает практика, этих денег недостаточно. Профессор Григорий Шматков предложил несколько вариантов решения проблемы.
Пожалуй, наиболее амбициозный — это строительство трубопровода, который бы напрямую выводил шахтные воды в лиманы, которые находятся в Приазовье. Но его строительство непосильно для местных бюджетов и предприятий. По мнению главы облсовета Глеба Пригунова, без государственной программы здесь не обойтись. Однако пока отсутствует даже проект возможного строительства, а потому о финансовой составляющей стройки говорить рано.
Также, по мнению профессора, воду можно выпаривать, а сухой остаток — утилизировать путем захоронения отходов. Правда, из-за колоссального объема грязных вод не совсем понятно, как справиться с этой задачей. Кроме того, профессор предложил, как один из возможных вариантов, — строительство завода, где шахтные воды будут использовать как ресурс — получать из них соли для химического производства, а воду сбрасывать. Однако все же объем так называемого рассола будет значительным и его куда-то нужно девать.
Так или иначе, к единому выводу в проблеме шахтных вод ни власти, ни эксперты прийти не смогли. Глеб Прыгунов попросил аппарат в двухнедельный срок подготовить ему предложения по решению вопроса и предварительно просчитать стоимость каждого из вариантов, которые звучали в ходе заседания круглого стола. А тем временем площадь земли, которую невозможно возделывать в результате разлива минерализованных вод, увеличивается, а угроза затопления населенных пунктов растет с каждым днем.