История с приостановкой работы стратегически важного для страны предприятия показала, насколько общество государство могут быть зависимы от воли отдельно взятого бизнесмена. Если вспомнить истории, связанные с банкротством авиакомпании «Аэросвит» и доведение до кризисного состояния крупнейшего в стране ПриватБанка, то очевидно, что Игорь Коломойский уже не в первый раз перекладывал проблемы контролируемого им бизнеса на головы рядовых украинцев. Однако впервые за годы независимости опальному олигарху удалось развязать в стране настоящий хлорный террор. Об этом написал для “Капитала” сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич, сообщает интернет-издание “ДНЕПР. ГЛАВНОЕ“.
Скандальная история с приостановкой работы АО «ДнепрАзот» получила продолжение. Неожиданным его не назовешь. Предприятие заработало, однако, предлагает потребителям хлор по цене в несколько раз выше докризисной.
«ДнепрАзот» приостановил работу 15 июня. И уже в середине июля представители водоканалов предупредили об угрозе водоснабжению в крупнейших городах страны. Так, в Николаеве запасы хлора исчерпались уже в пятницу, 20 июля. Из-за этого местные власти приняли решение ввести временное ограничение водоснабжения для потребителей примерно на 30%.
После того, как СБУ начала проверку действий должностных лиц «ДнепроАзота», которые привели к созданию дефицита жидкого хлора в стране, предприятие заявило о запуске хлорного производства. Однако менеджеры хорошо усвоили уроки фактического владельца предприятия — Игоря Коломойского. Делать деньги нужно на всем.
Читайте также: Кандидат в президенти України виявився прогульником
С мест повалили новости о резком повышении отпускных цен на жидкий хлор для водоканалов. Как сообщили в «Николаевводоканале» в сравнении с предыдущим контрактом цена хлора взлетела вдвое — до 47 тыс. грн./т. В свою очередь это потребует дополнительного финансирования на уровне 3 млн. грн. только до конца текущего года.
Директор КП Аульский водовод Виктор Страшко сообщил, что «ДнепрАзот» предложил покупать хлор по цене почти в пять раз выше, чем в прошлом году. От АО «ДнепрАзот» поступило предложение осуществлять прямые поставки хлора жидкого непосредственно предприятиям-водоканалам, которые обеспечивают потребителей питьевой водой.
Читайте также: Борис Филатов пообещал “гонять” в Днепре всех
«Очень уместное предложение, учитывая тот факт, что остатков жидкого хлора на водоканалах почти нет. Но стоимость хлора увеличилась до 47 208 грн за тонну с НДС, на условиях полной (стопроцентной) оплаты. Это почти в пять раз дороже, чем „ДнепрАзот“ продавал в прошлом году. Водоканалы не имеют источников финансирования расходов на закупку жидкого хлора по завышенным ценам, это не предусмотрено действующим тарифом, утвержденным постановлением НКРЭКУ. Такое существенное увеличение цены на хлор повлияет на рост тарифов на воду и приведет к еще большему социальному обострению», — резюмировал Страшко.
Проблема вышла на общенациональный уровень. Кабмин озаботился организацией поставок хлора из Румынии и Венгрии. Однако вот незадача, полностью покрыть дефицит хлора импортом оказалось невозможно из-за отсутствия достаточного количества транспорта для его перевозки.
Для сравнения, в соседней России стоимость тонны жидкого хлора стартует от 35 тыс руб. Цены в соседних с Украиной странах Евросоюза еще ниже: от $110/т у румынской Chemical Company, до EUR200/т у польской PCC Rokita . Однако они не включают стоимость доставки.
Читайте также: Инициативы Рабиновича – популизм, – политолог
Согласно проведенному МЭРТ анализу внешнеэкономических контрактов в других регионах мира, цена жидкого хлора с доставкой находится на уровне EUR120/т. Ориентировочная стоимость перевоза железнодорожным транспортом составляет 34132 грн. на расстояние 576 км при загрузке 57 т в собственную цистерну. Сравните с новой ценой, предложенной «ДнепроАзотом».
Политические аналитики заговорили о возможной попытке дестабилизировать ситуацию в регионах на фоне фактического старта президентской кампании. Столь значительное повышение цены хлора автоматически приведет к росту тарифов на холодную воду и к новому витку социального напряжения.