Количество желающих стать президентами уже перевалило за два десятка. Существует ли законный способ остановить “спойлеров”, “двойников” и технических выдвиженцев?
О технических кандидатах и законопроектах написанных против них написала “Деловая Столица“, сообщает Интернет-издание “ДНЕПР. ГЛАВНОЕ“.
Технических кандидатов, фактически продающих свое конституционное право быть избранными, нужно привлекать к уголовной ответственности. Такого мнения придерживается ряд экспертов. В частности, по словам координатора гражданской сети “Опора” Ольги Айвазовской, “на парламентских или местных выборах очень распространены “двойники” в бюллетенях, когда кандидаты имеют одинаковые имена, и избиратели просто путаются. Бывают и те, кто выступает в качестве “спойлера” – распространяют черный пиар, берут на себя негативную составляющую избирательной кампании третьей стороны”.
История украинских выборов знает десятки, если не сотни подобных случаев. Причем “двойникам” часто удается оттяпать у своих однофамильцев до 5% голосов. Снять их с выборов в судебном порядке практически невозможно, поскольку времени на длительные судебные тяжбы, в ходе которых можно доказать, что выдвиженец липовый, нет. Тем более, закон и Конституция дают право баллотироваться всем гражданам. Ограничение существует разве что по возрасту и наличию непогашенной судимости.
На президентских выборах “двойников” пока не было, хотя у ЦИК нет законных причин отказать таким кандидатам в регистрации. Вероятно, другие Порошенко, Тимошенко, Гриценко и так далее просто боятся огромных проблем в случае победы своих известных однофамильцев. А вот “спойлеров” хватало. Можно вспомнить Романа Козака, который в 2004 году рассказывал украинцам, что жена Виктора Ющенко – американка. Несомненно, будут такие кандидаты и на будущих президентских выборах. Ведь у многих из заявивших об участии нет средств для залога в 2,5 млн грн. Тем паче – для полноценного ведения кампании. Эти люди попросту торгуют своим конституционным правом быть избранными. Они получат деньги для залога от спонсоров и будут отрабатывать заказ.
Айвазовская считает, что заслоном на пути подобных кандидатов может стать принятие Верховной Радой правительственного законопроекта №8270, пылящегося в парламентских комитетах с апреля этого года. Сразу отметим, у этого документа уже есть три альтернативных – “свободовца” Юрия Левченко, Сергея Каплина и группы депутатов во главе с Валерием Писаренко. Они также пока положены под сукно.
Обратимся к тексту правительственного законопроекта. Он среди прочего предусматривает ответственность не только за подкуп избирателей, но и за подкуп пассивного избирательного права быть избранным. Авторы законодательных новшеств хотят внести существенные изменения в статью 160 Уголовного кодекса. Они предлагают наказывать штрафами, исправительными работами, ограничением свободы на срок от двух до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет за серьезные нарушения избирательного процесса. Если же махинации повторяются, либо же организованы группой лиц, то в тюрьму можно угодить на семь лет.
Авторы документа хотят наказывать за предложение или предоставление кандидату неправомерной выгоды за совершение или несовершение каких-либо действий, связанных с непосредственной реализацией им своего избирательного права; за получение кандидатом для себя или третьего лица неправомерной выгоды за совершение или несовершение каких-либо действий, связанных с непосредственной реализацией им своего права быть избранным. Кроме того, вводится запрет на неправомерное использование кандидатом партийной символики. У нас очень часто самовыдвиженцы на своих бордах изображают символику политсил, которые их не выдвигали. Что является вариантом “спойлерства”. На сегодняшний день наказать такого кандидата практически невозможно.
Однако в этой полезной законодательной инициативе не виден механизм реализации. Там сказано: лицо, кроме организатора преступления, освобождается от уголовной ответственности за преступление, если оно добровольно до привлечения к уголовной ответственности сообщило о совершении преступления и способствовало его раскрытию. Проще говоря, кандидат добровольно заявляет, что его хотели подкупить предложением сыграть роль технического выдвиженца. И называет имена покупателей. Подобные случаи, конечно, возможны, однако вряд ли стоит ожидать их массовости. Из-за серьезного риска стать жертвой мести. Скорее, вероятен поворот, когда заявление кандидата о подкупе может использоваться как технология против какой-то партии или одного из лидеров гонок.
В сухом остатке получаем ситуацию, когда намерение бороться с кандидатами, продающими свое право быть избранными, снова останется всего лишь добрым намерением. Действительно, перспективы прохождения через парламент подобных инициатив выглядят маловероятно, учитывая заинтересованность практически всех политсил в использовании черных технологий против оппонентов.