В понедельник ряд украинских СМИ сообщили об успешном испытании ракеты-носителя Antares, которую изготавливает частная американская космическая корпорация Orbital АТК, а первую ступень разработало днепропетровское КБ «Южное».
Об этом сообщает Интернет-издание «ДНЕПР. ГЛАВНОЕ» со ссылкой zabeba.li.
РН Antares играет в мировом освоении космоса не последнюю роль. С помощью этой ракеты доставляются грузы на американский сегмент Международной космической станции (МКС).
Однако на этот раз некоторые украинские СМИ сообщили о том, что российские двигатели на Antares якобы заменили украинскими — изготовленными на «Южмаше».
Откуда эту информацию взяли журналисты так и осталось загадкой. В пресс-релизе КБ «Южное» — первоисточнике информации — говорилось о том, что разработчиком основной конструкции первой ступени ракеты является КБ «Южное», а изготовителем — «Южмаш» в кооперации с украинскими предприятиями «Хартрон-АРКОС» (г. Харьков), «Киевприбор» (г. Киев), Хартрон-ЮКОМ (г. Запорожье), «Чезара» и «Рапид» (оба г. Чернигов) и другими.
Из этого же пресс-релиза стало известно, что модернизация Antares заключалась в установке нового двигателя вместо AJ-26, который был признан виновником прошлогодней аварии, поставившей под сомнение эксплуатацию носителя корпорации Orbital АТК. Однако, никаких других данных о новом двигателе не приводилось.
Между тем информация об украинском двигателе для американской ракеты, без преувеличения, произвела фурор среди энтузиастов ракетостроения.
Ведь зависимость от российских двигателей является главным слабым местом украинской космической программы. Из-за чего нам до сих пор приходится считаться с желанием россиян поставлять или не поставлять на «Южмаш» ракетные двигатели для украинских «Зенитов».
Пробелы в производстве ключевых комплектующих делают невозможными и реализацию крупных международных проектов типа «Циклон-4» в Бразилии, где россияне сумели убедить бразильцев в том, что без них стабильная и долгосрочная эксплуатация украинских ракет попросту невозможна.
На самом деле, под двигателем AJ-26, скрывается российский двигатель НК-33, изготовленный Самарским научно-техническим комплексом имени Кузнецова в начале 70-х гг. в рамках советской космической программы. Во время перестройки предприятие продало двигатели, пылившиеся на складе, американцам.
Ну а после того как было принято решение о прекращении их эксплуатации, Orbital АТК сумело договориться с еще одним российским предприятием — НПО «Энергомаш» (г. Химки) о поставке им своих современных двигателей — РД-181, на замену НК-33.
Таким образом, КБ «Южное» в кооперации с другими предприятиями занималось заменой одного российского двигателя на другой и адаптацией ракеты к новому агрегату. Хотя это нисколько не умаляет заслуг украинских ракетчиков.
По информации центра информационных связей «КБ «Южное», на момент доработки Antares на «Южмаше» уже были готовы к отгрузке три первых ступени ракеты, изготовленных под двигатель AJ-26 (американское название НК-33).
Таким образом, от украинских ракетчиков требовалось частично разобрать готовые изделия, доработать их и собрать так, чтобы они могли работать с новым двигателем. Подобная работа является крайне сложной, а по кропотливости может быть сопоставлена с трансплантацией сердца.
Контракт Orbital ATK и НАСА стоимостью $ 1,9 млрд предусматривает 8 запусков РН Antares с грузовым кораблем Sygnus («Лебедь»), доставляющим грузы на МКС. До злополучной аварии в 2013-2014 гг. было проведено 4 успешных старта, в том числе один испытательный. То есть осталось как минимум еще 4.
Первый пуск модернизированной ракеты запланирован на середину июля.
Antares – не единственная американская ракета, комплектуемая российскими двигателями.
Еще в 1996 г. двигатель РД-180, спроектированный НПО «Энергомаш», был признан лучшим для первой ступени модернизируемой тяжелой ракеты Atlas-5 американской корпорации Lockheed Martin.
С 2002 года эксплуатируется на космодроме имени Дж. Кеннеди на мысе Канаверал. За это время Atlas-5 были выведены на орбиту аппараты ключевых научных миссий НАСА и испытан пока единственный в мире орбитальный самолет Boeing X-37.
Имея 61 успешный старт при одном аварийном, Atlas-5 считается самой надежной в мире ракетой.
Не удивительно, что США не торопятся отказываться от использования российских двигателей даже несмотря на санкции против РФ из-за аннексии Крыма и давление частных космических компаний типа Space X Илона Маска.
Хотя эксплуатация Atlas-5 обходится американскому налогоплательщику недешево.
До 2030 года заказчик пусковых услуг — ВВС США платит альянсу крупнейших аэрокосмических компаний Boeing и Lockheed Martin по $1 млрд. ежегодно за поддержание в готовности к запускам носителей Atlas-5 и Delta-4 и дополнительно по $400 млн за каждый старт ракеты.
На фоне таких расценок, Antares, стоимостью $ 200 млн выглядит очень привлекательно.
Сейчас перед космическими «фирмами» стоит задача снизить пусковые расходы. Именно поэтому Space X и некоторые другие компании проводят испытания нового поколения ракет, позволяющих мягко посадить первую ступень, чтобы в дальнейшем позволит использовать ее многократно.
Такие проекты, безусловно, являются новым трендом ракетно-космических технологий, но воспринимаются некоторыми экспертами скептически, поскольку основная задача ракет — выводить на орбиту дорогостоящую полезную нагрузку. А во время повторного использования риски и вероятность аварийности повышаются.
КБ «Южное» пошло более традиционным путем — удешевления производства конструкций ракет и создания собственных двигателей РД-815, связка из которых будет примерно такой же по мощности, как и российские РД-180, и может использоваться на первой ступени ракет нового семейства «Маяк».
Востребованы носители и новые двигатели будут, скорее всего, на американских космодромах в партнерстве с той же Orbital АТК. Поэтому каждая новая успешная работа в интересах американских заказчиков приближает украинскую технологическую независимость.
Но говорить о том, что украинские ракетные двигатели первой основной ступени уже используются на стартовой площадке Центра космических полетов США на острове Уоллопс или тем более на космодроме космического центра имени Кеннеди на мысе Канаверал, пока рановато.
Заменить российские двигатели американскими, а возможно и украинскими, НАСА планирует не раньше 2019 года.