В пятницу, 11 августа экологи из Днепра, Кривого Рога, Каменского и Никополя побывали на Днепровском заводе «ЕВРАЗ ДМЗ» («Петровка»).
Об этом сообщает Интернет-издание «ДНЕПР. ГЛАВНОЕ» со ссылкой на zabeba.li.
Еще перед началом похода по производственным мощностям представители ЕВРАЗа презентовали всем присутствовавшим отчет о выполнении природоохранных мероприятий. В нем значится что общие затраты предприятия на охрану окружающей среды и экологические платежи за период 2007-2016 годы составили 458,2 млн грн; из них в 2016 году — 105,2 млн грн.
Главные мероприятия завода были направлены на борьбу с выбросами в воздух.
«Благодаря комплексу реализованных природоохранных мероприятий с 2007 по 2016 год выбросы в атмосферный воздух от ДМЗ снижены на 65% (с 23 440 до 8 232 тонн). Среди крупных мероприятий:
-В 2008 г. остановлена на консервацию доменная печь №5 — сокращение выбросов в атмосферу на 7266,1 тонн/год.
-В 2014 году введена в эксплуатацию установка пылеподавления азотом во время выпуска чугуна на литейном дворе доменной печи № 3. Выбросы от литейного двора ДП-3 снижены на 315 тонн/год (на 70%).
-В 2009 г. выполнено мероприятие по очистке коксового газа от сероводорода, снижение выбросов составило 240 тонн/год. В 2011г. выполнено закрытие цикла конечного охлаждения коксового газа — выбросы снижены на 430 тонн/год.
В 2017 году на техническое переоснащение коксохимического производства будет направлено 40 млн грн.
По данным главного управления статистики в Днепропетровской области, в 2016 году объем выбросов стационарными источниками в г. Днепр составил 833 тыс. тонн, из них выбросы ЕВРАЗ ДМЗ 8,2 тыс. тонн, что составляет 1% от общего количества. А в 1 полугодии 2017 года на выполнение природоохранных мероприятий уже было потрачено свыше 11 млн грн.
Директор по охране труда, промышленной безопасности и экологии Андрей Заспенко сообщил:
«Это проектные работы по проекту, который мы будем реализовывать на второй доменной печи. Это такой же проект, который мы реализовали по пылеподавлению азотом в третьей печи. И туда же в смету мы закидываем экологические платежи. Более того, все работы у нас идут с опережением. Работы на второй доменной печи — у нас в плане значится выполнение в 2020-21 году. Но мы справимся до конца первого полугодия 2018 года. Кроме областной и городской экологических программ у нас есть и своя программа внедрения экологических мероприятий»
Что интересно – часть экологических мероприятий завода аналогичны тому, что делает город. По словам координатора движения «ЭкоПатруль» Татьяны Лампики, не может быть дубляж одних и тех же природоохранных мероприятий у предприятия и органов власти.
На что начальник отдела экологии «ЕВРАЗ ДМЗ» Людмила Руднева ответила:
«Они (горсовет Днепра) изначально настаивали на том, чтобы все мероприятия дублировались – это было их требование. Помимо этих мероприятий у нас еще есть свои годовые планы по охране окружающей среды, которые мы с городом согласовываем».
Кроме дублируемых, есть и «дополняющие проекты». Например, система мониторинга атмосферного воздуха. Как мы помним, разместить передвижные станции мониторинга атмосферного воздуха на границе санитарной зоны «ЕВРАЗ ДМЗ» планирует департамент экологии горсовета. Однако в этом вопросе не все так просто. В отчете предприятия отмечено:
«Дополнительно на предприятии ведутся работы по внедрению автоматизированной системы экологического мониторинга, которая позволит в онлайн-режиме передавать информацию о содержании загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на городской сайт и будет доступна жителям города. На данный момент разработана в полном объеме проектная документация, а также объявлен тендер на выполнение работ по строительству постов экологического мониторинга. Ввести посты в эксплуатацию планируется в 2018 году».
Татьяна Лампика уточняет:
«Согласно украинскому законодательству, предприятие обязано иметь свои посты мониторинга и сведения передавать в департамент экологии области. Город тоже имеет право попросить эти данные. Но есть разные понятия – есть мониторинг воздуха, который ведется в промышленной зоне, мониторинг воздуха в санитарно-защитной зоне предприятия и мониторинг за пределами зоны. Если он проводится на границах санитарно-защитной зоны, то должен быть подписан совместный проект между городскими властями и заводом».
Кто окажется быстрее – горсовет или завод — покажет время. По крайней мере, по словам начальника отдела экологии «ЕВРАЗ ДМЗ» Людмила Рудневой, о планах города на заводе не знали.
«У нас есть предприятие в Каменском «ЕВРАЗ Южкокс». Они в прошлом году поставили три поста мониторинга воздуха вокруг завода, и эту работу принимали городские власти. Информация там автоматически идет и в лаборатории, и в городские службы. Аналогично мы собираемся поступить и в Днепре».
Тем временем, пока шел разговор о мониторинге воздуха, нас провели в доменный цех. В первую очередь — зал управления производством.
На нескольких мониторах отмечалась вся информация о ходе производственных процессов. Кроме экологических параметров. Например, о цифровых значениях по выбросам, пылеподавлению и т.д. Татьяна Лампика спросила:
«Как вы фиксируете, сколько у вас бурого дыма образовалось? Сколько азота используете? Плотность дыма и цвет — это концентрация в нем содержания взвешенных частиц. Чем плотнее дым, тем хуже и вреднее выброс. Мы можем оценить экологический эффект только опираясь на расчетные данные. И каким образом вы будете повышать экологический эффект от этих мероприятий?
Начальник отдела экологии ЧАО «Евраз ДМЗ» Людмила Руднева ответила:
«Система построена таким образом, что количество азота, которое подается, выбрано, чтобы подавлять максимальное количество дыма. В цифрах это не измеришь, потому что источники не организованы и замерить, сколько было использовано азота, невозможно».
Андрей Заспенко дополнил:
«Бурый дым — это мелкие фракции железорудного сырья, которое находится в печи. Мы, по сути дела, подавляем не появление бурого дыма, а подавляем железо. Потому что если оно вылетело – мы его потеряли. Нам это не выгодно. Наша задача, чтобы бурого дыма не было видно – чтобы железо осталось у нас. Если его нет, значит с задачей подавления мы справились».
Таким образом, получить какие-либо значения или параметры (например, сколько дыма подавляется азотом) не удалось.
Следующей локацией стал литейный двор. Здесь, как нигде, пришло понимание, чем дышат жители Днепра. И в первую очередь – работники завода. Весь воздух блестел на солнце, как новогодняя елка.
Под ногами, куда бы ни шли, везде были либо куски коксового угля, либо толстый слой (кое-где в несколько сантиметров) металлической пыли. Буквально за несколько минут смартфон в руках стал блестеть так, будто его покрыли стразами. Татьяна Лампика отмечает:
«Погода у нас бывает разная – дождливая, ветреная и т.д. Этот участок является самым пылезагрязненным. Должны быть природоохранные мероприятия, которые связаны со сбором этой пыли, которые идут на территории завода потому, что это может сливаться дождем в ливневые стоки. Вот эти мероприятия как-то улучшаются? Потому что концентрация вредных веществ достаточно велика».
Начальник отдела экологии Людмила Руднева парировала:
«Уборка территории происходит ежедневно. Также мы занимаемся проектом ливневой канализации, где будут построены очистные сооружения и производиться механическая очистка. Проект уже готов – он стоил около 500 тыс. грн. На постройку самих очистных сооружений будет потрачено порядка 8 млн грн».
А пока осевшую на пол пыль убирают вручную лопатами.
Отдельно хочется сказать об условиях работы в доменном цеху. Кроме пыли, делает тяжелыми условия труда страшный жар. Чтобы увидеть отверстия и трубы, по которым подается азот, мы подошли вплотную к потоку раскаленного металла температурой в 1300 градусов. Мы смогли пробыть там буквально несколько секунд — от жара было ощущение, что ты закипаешь внутри рабочего костюма.
А рабочим приходится там находиться подолгу. Или, например, с факелом в руках проверять целостность трубы печи по всей ее поверхности и высоте. Не говоря уже о постоянном неприятном запахе и воздухе, смешанном с азотом. За эту нелегкую работу сталевар получает, по словам самих работников, всего лишь около 14 тыс. грн. в месяц.
Во времена СССР было достаточно просто выявлять болезни у рабочих. Были поликлиники, которые были привязаны к заводам, где велась статистика по заболеваемости. У Петровки сохранилась собственная медсанчасть. Андрей Заспенко рассказал:
«На ЕВРАЗ ДМЗ этим продолжает заниматься собственная медсанчасть, где все работники раз в год проходят медосмотр, а часть работников, имеющие особые условия труда, проходят дважды в год. По заключению врачей медосмотр может проводиться через каждые три месяца. Информацию о заболеваемости получает в электронной форме каждый начальник цеха. Санаторным оздоровлением и отдыхом у нас ведает и завод, и профсоюз. Ежегодно отправляется около 700 рабочих (из всего около 5 тыс.), среди которых всегда от 100 до 140 ветеранов завода, и в этом году отправлены на отдых 267 детей. Завод компенсирует до 90% стоимости их путевки. У нас есть собственный профилакторий в Орловщине (Новомосковский район), а профсоюз отправляет на морской отдых или, например, в Миргород».
1 млн 240 тыс. тонн стали – такова годовая производственная мощность кислородно-конвертерного цеха «ЕВРАЗ ДМЗ». Кажется, что много. Но в сравнении с другими металлургическими гигантами это очень мало – например это меньше 25% от производства «Криворожстали» (6 млн тонн) или «Азовстали» (4 млн тонн).
Дым именно над этим цехом был запечатлен на видео еще в начале августа.
Но есть на заводе места где вообще ничего не дымит, растут трава и кустарники. И речь идет не об административных зданиях. Когда еще собственником завода была группа «Приват», они пытались построить на заводе линию непрерывной разливки стали. Но успели построить немного. И до сих пор все стоит, постепенно покрываясь растительностью. И помещения цеха скорее всего пойдут на металлолом.
На этом месте экологи и подвели итоги посещения завода.
Евгений Нагорный, «Экологическое движение Кривбаса», Кривой Рог:
«Некоторые виды мероприятий, которые проводятся на заводе, специально пытаются подтолкнуть под охрану труда или экологию чтобы назвать их экологическими и воспользоваться тем самым экологическим бюджетом. Экологический бюджет в компаниях выделен конкретным процентом от прибыли – в среднем 3%. Но при этом компания не хочет выделять на определенные ремонты и поэтому называют мероприятия экологическими, чтобы получить еще и некие дотации от властей. По факту они («ЕВРАЗ ДМЗ») рассказывают, что за первое полугодие 2017 потратили 11 млн грн. на проектирование и ремонт оборудования. И когда спрашиваешь, какой эффект? — то получаешь ответ: эффекта нет. Нам надо стремиться хотя бы к какому-то обоснованию. То есть допустим: мы потратим 300 тыс. на проект, но экологический эффект, например, количество выбросов уменьшится на 50%. Эффект должен быть в тоннах, кубических метрах. Мы должны понимать, что в будущем году показатели загрязнения будут меньше, чем в нынешнем. Мы понимаем, что предприятие технологически делает что-то для себя, чтобы получить экономический эффект, а не экологический. Для того чтобы сделать выводы, мало просто посмотреть. На будущей неделе мы обязательно сделаем запросы, посмотрим, как предприятие переносит экологические мероприятия из года в год, что сделано и в какие сроки, и дадим объективную оценку всему этому».
Координатор движения «ЭкоПатруль» Татьяна Лампика:
«Я очень надеюсь, что уже через одну- две недели соберутся за круглым столом представители завода, представители областного общественного совета, где мы сможем сделать более качественную оценку по вопросу «Насколько экологические те мероприятия, которые выполняет завод?». Очень хочется, чтобы те программы, которые предприятие проводит и те деньги что в бюджете закладываются под экологические мероприятия обсуждались и с общественностью. Потому что все эти программы завод делает не только для себя, но и для экологического состояния города. Ведь завод целиком расположен вблизи центра города»
Также в планах экологов остаются проверки коксохимов Днепропетровской области, в том числе и на «ЕВРАЗ ДМЗ». Но это уже дело осеннего периода. А мы в свою очередь продолжим следить за экологической ситуацией в городе.