21 ноября 2013 года украинцы вышли на центральную площадь страны чтобы защитить евроинтеграционный курс Украины. События, названные позднее «Революцией достоинства», носили преимущественно политический окрас. Впрочем, не оставили они в стороне и бизнес. Который, как и рядовые граждане, рассчитывал на реформы и настаивал на переменах.
Предприниматели требовали справедливых судов, налоговой реформы и прозрачных условий для ведения бизнеса. Что из этого властям удалось выполнить, а что так и осталось недосягаемой мечтой, пишет “Минпром.
Рекордная девальвация
Первый итог Евромайдана, на который обращают внимание все украинцы, это, конечно, падение в течение 4 лет курса гривны с 8 до 28 гривен за доллар. И хотя предпосылок для девальвации в самом деле хватало, многие эксперты сомневаются, что столь резкое падение стало исключительно заслугой «предшественников».
Глубокая девальвация гривни привела к всплеску инфляции. А политика государства только усугубила ситуацию: среди факторов, которые особенно активно раскручивали инфляционную пружину называют, например, приватизацию Приватбанка, ради которой государство дополнительно «напечатало» свыше 100 млрд гривен. И вливания в ФГВФЛ для возмещения депозитов вкладчикам обанкротившихся банков.
Да и влияние девальвации на бизнес является неоднозначным. С одной стороны, слабеющая гривна позволила экспортерам начать агрессивную экспансию на внешние рынки, с другой, – сильно ударила по высокотехнологичным отраслям, зависимым от импортных технологий.
«Конечно, есть точка зрения, что падение гривны поддержало экспортеров сырьевых отраслей экономики. Но это весьма относительный плюс, ведь одновременно с этим сузились возможности для инвестиций. Сильный удар испытали предприятия-производители технологической продукции», – рассказал UBR.ua директор департамента рыночных исследований рейтингового агентства IBI-Rating Виктор Шулик.
Налоги
Большие надежды возлагал бизнес на власти, ожидая хоть каких-то подвижек в части снижения налоговой нагрузки. Однако «зарплатные» налоги как были высокими, так и остались. Акцизы увеличиваются каждый год, а налог на выведенный капитал увяз в спорах и дискуссиях относительно бюджетных компенсаторов.
«Бизнес жалуется, что налоговая нагрузка на фонд заработной платы осталась непомерно высокой. Что касается налога на выведенный капитал, то тут бизнес не имеет единой точки зрения», – отметила UBR.ua исполнительный директор Европейской бизнес ассоциации Анна Деревянко.
Правда, несколько упростилось администрирование налогообложения, что снизило нагрузку на бухгалтерию. Но этим, по сути, реформирование и ограничилось.
Непобедимая бюрократия
С одной стороны, Майдан освободил бизнес от походов разного рода «колядников» – сотрудников проверяющих структур, вымогающих «дань». С другой, в начале этого года, не дожидаясь окончания моратория на проверки бизнеса, Кабмин своим решением вывел большинство контролеров из-под его действия.
К тому же, стала расти бюрократизация процессов, которая временами принимает настолько уродливые формы, что кто-то, возможно, с ностальгией вспомнит прежние времена, когда все было просто – «заплатил и отвалили».
«Количество бумажек растет. Инвентаризация, ревизия, комиссия, бюрократия и абсурд – это шаг в СССР. На словах декларируется, что это опыт Евросоюза, но я в этом вижу больше практику красных директоров эпохи СССР. Нам снова навязывают коммунизм», – высказала UBR.ua свое мнение налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса, генеральный директор компании Е.С.Консалтинг Александра Томашевская.
С этим согласен и директор департамента региональной сети ООО «Электрум Пеймент Систем» Игорь Дядюра.
«Больше всего меня огорчает невероятная бюрократия в государственных органах. Взять, к примеру, ситуацию с упрощением регистрации РРО. Изменения в приказ Минфина №547 должны были запустить регистрацию кассовых аппаратов в «1 клик». Их поддержали на самом верху – уже выступил премьер, министры. Но с апреля тянутся согласовательные процедуры, а идея так до сих пор и не перешла в область практической реализации. Вроде на словах все поддерживают, а процесс стоит. Это ужасно. Майдан же, наоборот, выступал, за стремительную трансформацию», – считает он.
Судебная реформа
Одно из ключевых требований бизнеса – судебная реформа, которая должна была покончить с проблемой нечестных судей и неэффективных судов. В этом направлении реформы долгое время пробуксовывали, однако в 2018 году, отмечают эксперты, прорыв таки случился. Депутаты проголосовали за создание антикоррупционного суда, реформирован Верховный суд. Небыстро, но идет обновление судебной системы.
«Проблема рейдерства, к сожалению, осталась, но Верховный суд стал однозначно лучше. Иностранные инвесторы отмечают здесь улучшение ситуации. Говорят, что уже не боятся непредсказуемости наших судов. Однако никак не могут смириться с засильем коррупции. Без этой особенности украинской экономики и политики заходить в Украину им было бы интереснее», – отметил UBR.ua управляющий партнер адвокатского объединения «Suprema Lex» Виктор Мороз.
Решения Верховного суда являются прецедентом для местных судов. Эта мера, считают эксперты, должна разгрузить систему от тысяч однотипных дел. Хотя местные суды могут и саботировать данную норму, а полиция и прокуратура продолжают работать по старинке, уже созданы антикоррупционные органы. Конечно, они занимаются в большей степени самопиаром, чем реальной работой, но важно, что они уже есть. Что до проблемы их функциональности, то, считают эксперты, это вопрос конкретных людей при власти, а не системы в целом.
Рынки перестроились
В 2013 году перед Украиной встал непросто выбор между Таможенным и Европейским союзом. Усидеть сразу на двух стульях не получалось, а разворот в сторону ЕС означал потерю крупнейшего для страны экспортного рынка. Выбор был сделан, и украинская экономика испытала сильнейший удар. Однако все эксперты единодушны, что рынки в целом перестроились и худшее позади. Более того, введение европейских стандартов качества раскрыло перед украинской продукцией рынки не только Евросоюза, но и всего мира.
«Общий экспорт Украины сократился на 30% за счет падения вдвое экспорта в Россию, а экспорт в страны Евросоюза, хоть и вырос на 15%, но потери не отбил. Однако растут поставки в Китай, Индию, арабские страны. Мало того, мы вышли на рынки, с которыми ранее не торговали, – Бангладеш, Вьетнам, Южная Корея. Например, сейчас одно Марокко покупает у нас сливочного масла больше, чем ранее Россия. Мы нарастили поставки в Польшу металла, железной руды, продукции машиностроения, а в Германию, помимо указанного, также и продукции легкой промышленности», – перечислил президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Рывка фондового рынка не случилось
Конечно, требования запустить полноценный фондовый рынок протестующие не выдвигали. Но об этом, равняясь на польский опыт, говорило первое революционное правительство еврореформаторов. Впрочем, повторить успех Варшавской биржи так и не вышло. По крайней мере пока.
«Украинский фондовый рынок не сделал тот рывок, на который рассчитывали, хотя и показал значительный рост. Но в условиях отсутствия акций капитал стал искать новые возможности и вышел на рынок ОВГЗ, который сейчас переживает определенный ренессанс. Также открылся выход на мировые рынки капитала, хотя и с ограничениями. Движемся в правильном направлении, но очень медленно. Могло быть и лучше», – проанализировал изменения в этой сфере старший аналитик ГК Forex Club Андрей Шевчишин.
Оглядываясь назад не видят эксперты значительного негатива и в зачистке банковской системы. Они признают, что как минимум с точки зрения потребителя рынок стал более понятным, а финучреждения устойчивыми. Хотя и недоумевают, почему громкие обвинения чиновников против «банкиров-мошенников» так и не увенчались конкретными сроками для виновных. Невзирая даже на то, что депутаты ввели уголовное наказание для собственников и менеджмента за доведение финучреждения до банкротства.
Все еще остается недосягаемой и разрекламированная валютная либерализация. И хотя новый закон «О валюте» вступит в силу в феврале 2019 года, похоже, полностью открытый рынок инвесторы и бизнес увидят еще нескоро.
Привлекательность есть, инвестиций – нет
Все эксперты признают, что хотя страна и движется по пути реформ с черепашьей скоростью, кое-какое движение все же есть. В подтверждение тому чиновники приводят украинские показатели в глобальных рейтингах. Хвастаться тут в самом деле есть чем. Однако, увы, это не привело к миллиардным инвестициям в нашу страну. Более того, с каждым годом правительству приходится прикладывать все больше усилий, чтобы привлечь зарубежные кредиты. Да и стоимость таких денег откровенно кусается.
«Любой кризис несет в себе новые возможности. Сразу после революции индекс инвестиционной привлекательности, который является барометром настроений инвесторов, был на уровне 1,8 по пятибалльной шкале. Сейчас он на уровне 3,03. А если в рейтинге Doing Business Украина была на 137 месте, то сейчас – на 76. Ушла с повестки проблема невозмещения экспортерам НДС. Появились наблюдательные советы на госпредприятиях, прозрачная система в госзакупках, развивается цифровая экономика. Необходимо углублять реформу судебной системы, привлекать гораздо больше иностранных инвестиций. Украина – потенциально очень богатая страна, прежде всего в плане человеческого ресурса», – резюмировала UBR.ua Анна Деревянко.
Алексей Ермоленко