На прошедшем 21 июля градостроительном совете представленный проект реконструкции центрального проспекта Днепра вызвал взрыв мозга у архитекторов. За всю историю градсоветов подобных работ еще не было — проект скорее напоминал цветные картинки, которые могли бы сгодиться разве что для детского журнала «Мурзилка». Другие заявленные проекты не привнесли особого оптимизма и вслед за «цветными картинками» были отправлены на доработку.
Об этом сообщает Интернет-издание «ДНЕПР. ГЛАВНОЕ» со ссылкой на zabeba.li.
Несмотря на финансовый кризис, бесконечные сетования на нехватку свободных площадей в центре Днепра, эта часть города продолжает активно осваиваться застройщиками. Именно здесь, в квартале, ограниченном улицами Паторжинского, Гоголя, Шевченко и Южной, намечается строительство крупного многофункционального комплекса с 23-этажной жилой башней. Проект такого комплекса по заказу ООО «Броха-Инвест» представила на суд градсовета архитектор Ольга Подушкина.
По ее информации, площадка находится в историческом ареале №1, в соседстве с двумя зданиями ценной исторической застройки и с двумя памятниками архитектуры местного значения, что накладывает ограничения на параметры будущего объекта. Исходя из этого, застройка запланирована периметральной, и по высотности, как утверждает автор проекта, не будет противоречить историческим зданиям.
По задумке, будущий МФК запроектирован в виде скалы с разбивкой проемов и будет состоять из 7-этажного, 5-этажного и 23-этажного здания. Постановка высотки в охранной зоне отнюдь не смущает главного архитектора проекта — по ее мнению, это не превышает рекомендованную концепцией высотного строительства (к слову, неутвержденной) этажность в этой части города.
На первом этаже комплекса разместятся спа-комплекс, фито-бар, кофейня, 2-7 этажи будут отданы под офисы, а выше, вплоть до 23 этажа, расположатся 1-3 –комнатные квартиры оптимальной площади – от 40 до 88 кв. м. Всего в комплексе предусмотрено 148 квартир, где смогут проживать около 400 человек,
В цокольном и подвальном этажах разместится паркинг на 181 автомашину, что с лихвой обеспечит жильцов машиноместами, из них 33 паркоместа будет предназначено для офисных помещений. Въезды в паркинг предполагаются со стороны улицы Паторжинского и переулка Шевченко.
Проект вызвал немало серьезных замечаний и сопровождался бурным обсуждением. Членов градсовета смущал архитектурный облик здания, игнорирование исторического духа квартала, неоправданная этажность, непродуманность въезда в паркинг, отсутствие достаточного места для тротуаров.
По мнению некоторых архитекторов, комплекс выглядит слишком могучим сооружением для этого места и мало соотносится с окружающей исторической средой. Так, архитектор Александр Бердик считает, что 23-этажная башня высотой 72 метра здесь неуместна. «Такое здание не вписывается в режим использования территории, который четко регламентирует: высота здания должна быть соподчинена исторической застройке. Максимальная существующая высота исторических зданий здесь – 5 этажей. Поэтому высотная часть комплекса — под большим вопросом. На такой проблемный объект должно быть разработано историко-градостроительное обоснование», – заявил архитектор.
Подводя итоги критических, но в целом доброжелательных замечаний, главный архитектор города Дмитрий Волик порекомендовал автору проекта обратить серьезное внимание на историческую среду квартала и поработать над параметрами и образом проектируемого объекта.
Реконструкция центрального проспекта Днепра: кому это нужно?
Недоумение, возмущение и неприятие решений в штыки – такова была реакция градсовета на эскизный проект реконструкции проспекта Дмитрия Яворницкого. И причин для этого было — с головой. Мало того, что проект был предоставлен на градсовет не в форме «пятисотки», он продемонстрировал непонимание задач и полную беспомощность проектировщиков. Неслучайно архитекторы сразу же окрестили заявленные материалы веселыми картинками для младшего детского возраста.
А разработало такие картинки по заказу департамента благоустройства и инфраструктуры горсовета Днепра ООО «Приднепровская инжиниринговая компания», выигравшая тендер на проектирование. Представил работу архитектор Владимир Высоцкий – главного же архитектора проекта градсовет так и не удостоился чести увидеть.
Судя по задумкам, реконструировать проспект собираются с особым размахом, о чем и доложил Владимир Высоцкий. При этом он оперировал лишь картинками из дорогостоящего увесистого (почти 100 страниц!) альбома, не опираясь ни на необходимые расчеты, ни на транспортные схемы.
Проект, рассказал архитектор, предполагает реконструкцию всего центрального проспекта города — от площади Вокзальной до памятника Славы.
Главные моменты реконструкции – это расширение проезжей части проспекта с устройством парковок, перенос трамвайной линии в центр аллеи, устройство велосипедных дорожек вдоль всего проспекта, замена чугунного ограждения на центральной аллее, кроме участка возле горисполкома.
Согласно проекту будет полностью заменено дорожное покрытие, на тротуарах уложена современная плитка, на всех перекрестках выполнят понижение бордюров для маломобильных групп населения. Пешеходные переходы будут освещаться встроенными в дорожное покрытие светильниками.
Помимо этого, обустроят несколько зон для «тихого» отдыха — со скамейками, зелеными насаждениями и ночной подсветкой возле парка Глобы, театра им. Горького, памятника Ломоносову. Возле горисполкома, центрального входа в парк Глобы установят висячие клумбы шарообразной формы из металлического каркаса с ползучими растениями и освещением. Над аллеей художников сделают стеклянный навес от непогоды. А возле памятника Славы устроят два небольших фонтана каскадного типа с ночной подсветкой.
Проект подвергся жесточайшей критике со стороны градсовета, по мере обсуждения волна критических замечаний только нарастала. Архитекторы, не стесняясь, высказывали свои нелицеприятные оценки. Не сдержался в оценках и Дмитрий Волик, пытаясь получить вразумительные ответы у совершенно безучастного докладчика. Представленные материалы, по мнению главного архитектора города, имеют мало общего с архитектурным проектом. Вместе с членами градсовета он так и не понял, в чем состоит затея реконструкции и чем она обоснована: «В том, чтобы заменить старинное красивое чугунное ограждение на стандартное бетонное? В совершенно бессмысленном переносе трамвайных путей?»
Особое возмущение градсовета вызвала идея проектировщиков расширить проезжую часть проспекта. «В то время как во всем мире проезжие части сужаются, у нас они расширяются. Причем необоснованно. К примеру, в верхней части проспекта его ширина достигает 88 метров – шире Елисейских полей! Из-за переноса трамвайных путей внутрь аллеи останется место только для велодорожек – бульвар практически исчезает. Мы готовы с этим смириться? Городские власти заставляют рассматривать на градсовете подобные глупые решения. Такого непрофессионализма у нас еще не было. Не исключено, что в результате такого непрофессионального подхода мы можем лишиться проспекта!» — не сдерживал эмоций Андрей Шковыра.
По мнению архитекторов, концептуальный подход к проспекту не верен из-за того, что непрофессионалы берутся решать важные вопросы города. «Городские власти не взаимодействуют с профессиональными архитекторами, поэтому к разработке важных для города проектов привлекаются случайные люди. Этому нужно положить конец», — убеждена архитектор Елена Вандюк.
После затянувшейся бурной дискуссии Дмитрий Волик предложил авторскому коллективу проекта собраться вместе и обсудить, как выйти из создавшегося положения. Здесь можно посмотреть эскизный проект реконструкции проспекта.
Зачем маленькому дому-музею большая охранная зона?
Не менее бурное обсуждение развернулось по поводу проекта зоны охраны памятника истории местного значения – дома-музея Елены Блаватской, который представила по заказу Министерства культуры Украины архитектор, сотрудник южного региона НИИ памятникоохранных исследований Елена Вандюк.
Как пояснила архитектор, дом-музей Блаватской по улице Князя Ярослава Мудрого, 11 находится на территории старинной городской усадьбы семьи Фадеевых, где родилась и некоторое время жила одна из влиятельных женщин в мировой истории — знаменитый теософ, писательница, путешественница, создательница Международного теософского общества. Это она открыла миру Тибет и «заразила» западную интеллигенцию восточной философией.
Усадьба, построенная в начале XIX века и купленная в 1816 году А. Фадеевым, дедом Блаватской, включала в себя господский дом с большим участком, дворовые постройки и огромный сад в два гектара. О размерах домовладения можно судить и по количеству дворни, которой насчитывалось до 40 душ.
В дальнейшем усадьба несколько раз переходила из рук в руки, после революции была национализирована. В советское время в доме размещались различные учреждения, тогда же под натиском расположенного рядом завода «Днепростроймаш» стал исчезать сад, а на его территории стали строиться цеха. Остатки цехов бывшего завода, правда, давно не работающих, но находящихся в частной собственности, и до сей поры находятся на территории памятника.
Статус памятника истории и культуры местного значения, рассказала Елена Вандюк, дом Фадеевых получил в 1987 году. А в 2013-ом приказом Минкульта объект был включен в перечень объектов культурного наследия, рекомендованных для внесения в Госреестр памятников с категорией национального значения.
«Согласно законодательству каждый памятник должен иметь охранную зону. Для дома-музея Блаватской территория памятника и охранная зона до сих пор не определены, хотя работа по созданию соответствующей проектной документации началась еще несколько лет назад. Однако из-за бюрократических проволочек и юридических заковырок работа так и не была утверждена», — рассказала архитектор.
По проекту территорию памятника предлагается установить в исторических границах городской усадьбы XIX века площадью в 1,14 га. Площадь охранной зоны памятника будет составлять 1,20 га.
По мнению автора проекта, охранная зона поможет защитить территорию от незаконного вторжения недобросовестных застройщиков. Кроме того, в отдаленной перспективе это станет основанием для возможности отвода земельного участка под музейные нужды. В частности, согласно концепции музейного центра здесь планируется создать современный Международный научный и культурный центр с научной библиотекой, помещением для выставок, предполагается также строительство небольшой гостиницы для посетителей, которые приезжают сюда со всего мира. В планах и восстановление прежнего уникального сада Фадеевых, и реконструкция дома-музея, который издавна стоит без отопления и с прогнившей крышей.
Предложенный проект вызвал немало вопросов у членов градсовета, в результате чего обсуждение переросло в затяжную дискуссию. Стоит заметить, что важность охранной зоны не подвергалась сомнению — архитекторов смущала ее огромная площадь.
«Зачем маленькому объекту такая гигантская охранная зона?» — недоумевал архитектор Михаил Алипов и предположил скрытые интересы на этот лакомый кусок территории. Скептически восприняли архитекторы и идею разбивки сада в прежних границах. В итоге, несмотря на критические замечания, градсовет высказался за решение проблемы охранной зоны с учетом уменьшения территории памятника и в целом доработки проекта.