Інтернет-видання «Дніпро.Головне»

Бюджет-2015: восток, экономия, реформы

В Кабмине началась подготовка бюджетного процесса.
На публике старт выглядел красиво и принципиально.
На первом заседании нового правительства премьер-министр Арсений Яценюк в свойственной ему манере потребовал сделать все “здесь и сейчас”, пишет Epravda.com.ua.
Он поручил новым министрам подготовить программу действий правительства и попутно определиться с тремя приоритетами деятельности.
Премьер дал понять: дел невпроворот
В течении ближайших двух недель правительство должно доработать, а парламент принять ключевые законопроекты, позволяющие сформировать госбюджет-2015 на новой законодательной базе.
Речь об одиозных документах по децентрализации и налоговой реформе. Бюджет, кстати, тоже надо принять, но сначала – срочно разработать.
Позже министр финансов Наталья Яресько конкретизировала: бюджет должен быть готов к 20 декабря.
Первым и, пожалуй, самым громким из принятых Кабмином решений в рамках подготовки госбюджета-2015 стали поручения Яценюка новым министрам на тему дальнейшей социальной политики. Обнародовал их пророссийский медиаэксперт Анатолий Шарий, скорее всего – традиционно в “поддержку” украинских властей.
Документы вызвали бурное обсуждение в социальных сетях, в том числе на тему подлинности. Суть поручений – сэкономить на всем, на чем возможно. В том числе – на сокращении количества депутатов, замораживании роста соцстандартов, снижении спецпенсий.
По информации источников ЭП в Минфине поручения настоящие. В правительстве даже не пытаются доказать обратное.
Министр социальной политики Павел Розенко в Facebook отказался что-либо “опровергать или подтверждать”. Он уточнил, что у правительства в планах много социальных джокеров, но пока лучше сохранить интригу.
Это не первая попытка Кабмина урезать социальные расходы. Предпосылки к подобной политике заложены в законопроекте о противодействии финансовой катастрофы. В сентябре правительство уже готовилось к урезанию расходов.
Однако пойти на такой шаг в канун парламентских выборов было бы политическим самоубийством. Сейчас до выборов далеко, и шансы на то, что социальные инициативы Кабмина лягут в основу проекта госбюджета, источники ЭП в Минфине оценивают как высокие.
Читайте также: Госбюджет 2015 должен учитывать финансовую децентрализацию, – Андрей Павелко
Проект бюджета-2015: все сложно
Подготовка cметы отличается от процесса предыдущих лет. В идеале документ должен быть рассчитан не просто на базе реформ, но и с учетом проблем, с которыми страна столкнется в 2015 году. Речь идет о возможном продолжении военного конфликта на востоке и ожидаемом спаде экономики.
С налоговой реформой и реформой по децентрализации все более-менее понятно: они никого не устраивают, кроме правительства.
Их доработка идет по стандартному сценарию: превалируют кулуарные договоренности и лоббизм со стороны олигархических групп на тему наиболее приемлемых условий для них. Пример тому – намерение Минфина отказаться от повышения ренты.
Поговаривают, министерство изменило свое мнение благодаря магической силе убеждения группы “Приват”. Как известно, контролируемая ею “Укрнафта” оказалась в центре скандала из-за неуплаты 2,1 млрд грн ренты.
По данным источников, есть три варианта проекта госбюджета: без учета реформ, с учетом реформ и некий микс-вариант – тот, который дорабатывается.
Минфин действительно дорабатывает версию на их основе. Свести концы с концами крайне сложно. Проблемы с размером дефицита. Пока министерство выходит на то, он получается больше запланированного.
Попутно правительство ищет способы сэкономить и пытается понять, что делать с востоком. Правда, свои намерения оно предпочитает не афишировать.
Прогнозы изменились
Второе решение, которое Кабмин пока предпочел не публиковать, касается пересмотра макроэкономического прогноза на 2015 год. Кабмин традиционно рассчитывает два сценария – оптимистичный и пессимистичный. Последняя версия макропрогнозов была такой.
Сейчас правительство их ухудшило. Поскольку бюджет-2015 рассчитывается по оптимистичному, то есть первому сценарию, обратить внимание следует на него.
Так, Кабмин отказался от надежд на рост ВВП в 2015 году. По обновленному сценарию, номинальный ВВП составит 1 751 млрд грн, падение реального – 2,4%. Вместо ранее запланированной инфляции 10,9%, теперь рост потребительских цен разгонится до 17,8% к предыдущему году и 11,5% декабрь к декабрю.
Прогнозные объемы экспорта снижены с 77,2 млрд долл до 61,3 млрд долл, импорта – с 81,1 млрд долл до 65,2 млрд долл. Попутно пересмотрены показатели на 2016-2017 годы. С новыми макропрогнозами можно ознакомиться тут.
АТО станет таможенной зоной
Принятие госбюджета-2015 невозможно без решения вопроса о статусе регионов зоны АТО. Как выстраивать межбюджетные отношения с ними в 2015 году? Рассчитывать ли на доходы от них? Выделять ли им средства и на что? В 2014 году из-за военных действий в зоне АТО бюджет недополучил миллиарды гривен.
До парламентских выборов Верховная рада пыталась регулировать ситуацию на востоке в точечном порядке. Парламент ввел моратории на проверки бизнеса, начисление пени и штрафов по кредитным обязательства для граждан.
Кроме того, парламент выразил готовность на время освободить компании от уплаты налогов и позволить им рассчитаться с государством в течение года после окончания операции. Соответствующий законопроект поправок в Налоговый кодекс Рада приняла в первом чтении.
После выборов курс Киева в отношении востока изменился.
Первый замминистра финансов Игорь Уманский заявил ЭП, что к зоне АТО возможно применение крымского сценария. Намерения правительства серьезны: Минфин подготовил такой законопроект. Копия документа оказалась в ЭП. По сути это урезанный вариант закона о создании свободной экономической зоны “Крым”.
Законопроект предполагает создание свободной таможенной зоны промышленного типа. Срок ее существования – на время проведения АТО. Согласно документу, товары, которые находятся в СТЗ АТО, получат статус иностранных. После окончания АТО они опять будут признаны украинскими.
Постоянные жители СТЗ АТО, а также юрлица и их обособленные подразделения, зарегистрированные в зоне, приравниваются к нерезидентам.
Для предприятий, которые сменили место деятельности с зоны АТО на другую часть Украины, получат преференции при перевозке основных средств.
Речь идет об освобождении до января 2016 года от уплаты ввозных пошлин при ввозе их на остальную часть Украины. Доступ к этому бонусу возможен при соблюдении определенных условий.
Для целей применения налогового и таможенного законодательства договоры, заключенные между компаниями из СТЗ АТО и другими субъектами хозяйствования, являются документами, которые используются вместо внешнеэкономических договоров.
Так, основные средства должны находиться в свободном обороте на таможенной территории стране и на балансе предприятия на 1 апреля 2014 года.
Разрешения на осуществление видов деятельности по статье 404 Таможенного кодекса будут считаться аннулированными. Речь о деятельности таможенных брокеров, открытии и эксплуатации складов временного хранения, грузовых таможенных комплексов, магазинов безтаможенной торговли.
Многооборотная тара будет ввозиться на территорию СТЗ без оформления в режим “свободная таможенная зона”, но под обязательства декларанта о ее возврате. Все таможенные формальности предполагается осуществлять в спецпунктах пропуска, которые утвердит Кабмин.
Документ не снимает вопросы относительно статуса территорий зоны АТО. Загвоздка в том, что Крым – аннексированная территория, которая живет по российским законам. В отличие от Крыма на востоке идет война. По каким законам в случае создания СТЗ будет жить эта зона – неизвестно.
“Разработчики законопроекта пытаются найти механизмы, как минимизировать возможные налоговые злоупотребления при операциях с предприятиями в зоне АТО, которые по объективным причинам платить налоги не могут.
При этом проводить проверки на территории, неподконтрольной украинским властям, нет возможности”, – отметил в разговоре с ЭП глава депутатской группы “Экономическое развитие” Виталий Хомутынник. Проблема понятна и она требует решения, однако рассматривать точечные законопроекты нельзя, считает он.
Гражданскому населению, говорит Хомутынник, необходим комплексный документ, который обеспечивал бы реализацию положений Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны.
“Это право на жизнь и медицинское обеспечение, на социальное обеспечение, передвижение, доступ к информации и правосудие”, – говорит он.
Нормы налогового и таможенного законодательства об особенностях операций с лицами, находящимися на оккупированных территориях, могут быть частью этого комплексного закона.
“В таком случае мы будем искать пути обеспечения нормальной жизнедеятельности мирных граждан, а не решать проблемы путем создания отдельных зон и территорий”, – считает депутат.
Между тем в правительстве в неофициальных разговорах разводят руками: с территорией надо что-то делать, но что – непонятно. Крымский сценарий – один из вариантов, но к подготовленному Минфином законопроекту есть много вопросов.
Например, в нем нет внятного определения границ новой таможенной зоны. В проекте закона также не прописано, каким будет налоговый режим.
“Механизм заключается в том, чтоб работать с Донбассом так же, как мы работаем с Крымом. Речь об освобождении предприятий от уплаты НДС. По НДС у нас с ними основная проблема. Мы или должны перерегистрировать эти субъекты на подконтрольной Киеву территории, или освободить их от уплаты налога. Надеюсь, до конца 2014 года этот вопрос будет урегулирован”, – приоткрыл карты в разговоре с ЭП глава ГФС Игорь Билоус.
Он уточнил, что свое видение по этому вопросу служба Кабмину уже сообщила. Однако в проекте закона не сказано ни слова о том, как будут складываться отношения центрального бюджета с бюджетами этих населенных пунктов.
“С подконтрольными боевикам территориями не может быть никаких бюджетных отношений. Есть на сельсовете желто-голубой флаг – значит, мы о них заботимся. Нет – значит, нет. Это как с Крымом”, – сказал в комментарии ЭП народный депутат от “Народного фронта” Олег Медуница.
Правительство уже приняло много актов на эту тему, но, похоже, унифицировать их в единый документ не спешит. Пока общая риторика всех этих документов сводится к одному: в госбюджете-2015 мятежному востоку места нет.
Автор: Галина Калачова