Перед Первой мировой войной в Екатеринославе (Днепре) насчитывалось четыре клуба азартных игр. Все они постоянно были переполнены любителями проводить вечера за игрой в лото, карты и на бильярде. По скромным подсчетам, в тогдашнем Екатеринославе еженощно в клубах проводило время свыше тысячи человек. Клубы объединяли за общим делом игроков, без различия пола, возраста, звания и состояния.
Об этом сообщает Интернет-издание “ДНЕПР. ГЛАВНОЕ” со ссылкой на сообщество Екатеринославъ — Днепропетровск.
Заглянем в отчеты одного из четырех клубов — Коммерческого собрания. В 1910 году этот клуб находился в доходном доме Мизко на Полицейской (Шевченко) улице, а через год обосновался в отдельном здании на Новодворянской улице (бывшая ул. Дзержинского, сейчас — Владимира Вернадского). Только за 1910 год клуб Коммерческого собрания получил чистой прибыли около 60 тысяч рублей, а общая выручка составила свыше 130 тысяч.
Главной статьей дохода было весьма популярное в то время лото. Оно дало клубу 75 тысяч рублей. Затем шли карты — 23 тысячи, членские взносы — 10 тысяч, за вход гостей — 8 тысяч, штрафы — около 3 тысяч и бильярд — 2 тысячи. В следующем 1911 году доходы клуба увеличились, и чистой прибыли ожидалось уже свыше 70 тысяч рублей.
Изучая эти цифры, одни сокрушались, другие, наоборот приветствовали то, что местные любители карт, лото и бильярда сумели культурно и комфортно устроиться в клубах. Оценки клубов были неоднозначны. По мнению некоторых, они якобы совращали с пути отцов и даже матерей семейств. Особенно доставалось почтенным матронам-лотошницам (от слова «лото»). Совсем, дескать, они от дому отбились и все время в клубах сидят. Екатеринославцы начала XX века полагали, что склонность человека во все времена к азарту и риску — такая же неотъемлемая, как и склонность к эстетическим удовольствиям, видам спорта, общению друг с другом.
Весной 1912 года екатеринославская газета «Южная заря» писала: «Запрещение игры в клубах может быть на руку только картежным и прочим жуликам-профессионалам, да разве еще тем чинам полиции, которые не побрезгуют принять под свое покровительство тайные игорные притоны. А ведь соблазн-то для них будет велик. Кроме того, хлопотать о запрещении игры в клубах, в расчете на последующее естественное, так сказать, закрытие их, могут еще все те, кому ненавистна какая бы то ни было общественная самодеятельность, какая бы то ни было общественная организация».
Уже в начале 1920-х годов в некоторых городах были возбуждены ходатайства о запрете в клубах игры в лото. Предполагалось, что после запрета этой весьма популярной в то время игры, закроются и сами клубы. Но многие сомневались: разве с закрытием клубов так уж прекратится и сама игра? Разве не перенесется тогда она из клубов в частные дома и, что еще хуже, в игорные притоны? Этот вопрос обсуждался прессой. Один из выводов был таким: как естественная склонность человеческой природы, игра неискоренима. Значит, она будет искать другого выхода и найдет его. Но все понимали, что игра в частных игорных домах может стать источником всяческих преступлений. Обстановка таких притонов была хорошо известна: тут и профессиональное картежное жульничество, и спаивание, и проституция.
Пресса высказывалась так: общество вправе претендовать на более целесообразное, с культурной точки зрения, расходование клубных средств. Почему бы за счет игроков не организовать как можно больше различных культурных благ. Все же лучше, чтобы деньги игроков приходили в пользу клубов, чем в пользу содержателей частных игорных домов. Клубы тогда смогли бы обратить внимание на устройство при них разных учреждений для семейств, особенно для детей членов — библиотеки, читальни, лекции, детские игры, экскурсии, летние лагеря, совместные прогулки и т.д. После этого даже самые завзятые моралисты вряд ли будут возражать против игры в клубах.
Однако этим мечтам не суждено было сбыться. На смену игральным картам пришла карточная система, вводимая с большим азартом. В 1930 году в Днепропетровске было закрыто последнее казино. Азарт теперь необходимо было направить на строительство социализма.
Подготовлено сообществом
«Екатеринославъ — Днепропетровск»
по материалам краеведа
Николая Чабана («Зоря газета»)