Государственная аудиторская служба провела аудит выполнения бюджета Днепра за 2014-2017 годы. Их 162 страничный отчет говорит о потерях сотен миллионов гривен бюджетных средств.
Об этом сообщает Интернет-издание «ДНЕПР. ГЛАВНОЕ» со ссылкой на Информатор.Деньги.
Аудиторы выявили что в результате невыполнения органами горсовета своих полномочий бюджет города недополучил 409 млн грн от операций с землей, 103 млн грн от операций с имуществом города, 56 млн грн от рынка рекламы, парковок и долевых взносов на развитие инфраструктуры. Кроме того, были выявлены резервы для ежегодных поступлений от операций с имуществом и землей города на сумму 556 млн грн.
А медлительность принятия решений горсовета и неэффективность менеджмента КП «Днепровский метрополитен» в отношении постройки метро привело к потере средств на сумму 68 млн грн и недополучению в бюджет 64 млн грн. В отчете прямо говорится: «Неэффективные управленческие решения исполнительных органов в отношении коммунальных предприятий города не дало возможности получить позитивные результаты. И это привело к значительной нагрузке на бюджет».
ДОХОДЫ
Государственный, местные бюджеты состоят из общего и специального фонда. В общий фонд отправляются средства, предназначенные для реализации общих функций, а в специальный — средства, что имеют конкретное назначение (например, крупные инфраструктурные проекты, или погашение долгов).
Одна из составляющих спецфонда бюджета — это бюджет развития (собственно траты на инфраструктурные проекты, капремонты, реконструкции). По нему произошло невыполнение планов по доходам. С 2014 по 2017 год было недополучено 60 млн грн (24,5 млн не получено от продажи имущества, и 35,4 млн от продажи земли).
По мрогим доходным статьям (общего фонда) бюджет также недополучил. В 2014 году бюджет недополучил средств по 12 из 18 статей на общую сумму 29,2 млн грн. В 2015 – по 5 статьям на 7,9 млн. В 2016 – по 10 статьям на 64,7 млн. В 2017 по 10 доходным статьям на 54,8 млн грн. Яркие примеры таких статей — это транспортный налог и парковочный сбор. В 2016 году от транспортного налога получено только 28,4% запланированного, в результате чего бюджет города недополучил 31,8 млн грн. План по получению средств от парковочного сбора в 2016 году не выполнили на 64,3%, а в 2017 на 11,7%. А это привело к тому что бюджет недополучил 14,5 млн грн. В результате за 4 года в результате невыполнения планов по наполнению общего фонда бюджет недополучено 156,6 млн грн.
Произошло это в первую очередь из-за недополучения налога на доходы физлиц. По мнению аудиторов, дело в том, что с 2014 по 2017 годы сократилась численность работников ЮМЗ (на 1100 человек и плюс завод перевели на «трехдневку»), Интерпайп НТЗ (на 1066 человек), Днепропетровский металлургический завод им. Коминтерна (с 127 до 22 человек), Комфи-Трейд (в Крыму закрылись отделения и магазины и численность работников сократилась на 444 человека), Футбольный клуб «Днепр» и КП «Днепропетровские городские теплосети» (поступления в бюджет от них сократились в 2,2 и 6,3 раз соответственно). Со своей стороны, горсовет не принял никакой реальной программы стимулирования создания рабочих мест в городе.
Впрочем – не удивительно. Ведь целевые программы, которые горсовет принимает, потом просто не выполняют. В 2014 году на реализацию 258 программ (из них 189 это программы райсоветов) выделили только 32,9% плановых сумм на городские программы и 0,01% средств из районных бюджетов. Те же показали по 2015 – 244 программы (180 районных) – 42,4% и 0,01% соответственно. 2016 – 231 программа (182 районных) — 58,7% и 0,01%. 2017 – 159 программ (115 районных) – 39,8% и 0,02% от плановых затрат. То есть, принимаемые горсоветом и райсоветами программы так и остаются на бумаге.
ПАРКОВКИ
Вопрос слабых поступлений в бюджет от парковок очень заинтересовал аудиторов. И на этом вопросе они отдельно остановились. На то есть веская причина – если в 2014 план по парковочному сбору выполнили на 96,9%, в 2015 на 108,1%, то при новой власти в 2016 году только на 35,7%, а в 2017 на 88,3%. В Днепре организацией работы парковок занимается КП «Горавтопарк». Но само оно оператором парковок не является, а на договорной основе передает площадки под парковки операторам. На КП возложены полномочия только заключать договора. По состоянию на 1 декабря 2017 таких договоров было 281 на 7706 паркомест.
Средняя стоимость 1 паркоместа в час стоит 7 грн. То есть в месяц 1 паркоместо при 8 часовой загрузке приносит оператору 1700 грн. Каждый месяц за одно паркоместо оператор платит парковочный сбор, который в 2017 году составил в среднем 170 грн. Плюс по договору оператор платит именно в КП «Горавтопарк» еще от 12,65 грн до 20,7 грн за каждое паркоместо. А это, по данным аудитора, только 0,4% от расчетных поступлений оператора (более 5 тыс. грн). Выходит, что в городской бюджет поступает лишь чуть больше 10% поступлений от парковок, а 90% забирают операторы.
Проверка показала, что КП «Горавтопарк» заключало договора без экономически обоснованных расчетов – не был прописан порядок увеличения оплаты в случае повышения цен, подорожания коммунальных услуг, повышения зарплаты, и т. д. Приводим пример. Согласно договору от 2.04.2012 года балансодержатель передал в пользование ООО «Эпицентр К» площадку под парковку площадью 3898,5 кв. м. сроком на 5 лет с платой за пользование участком в размере 3390 грн в месяц. После того как договор закончился с «Эпицентр К» КП «Горавтопарк» заключает новый договор, но на тех же условиях (3898 кв. м. на 5 лет за 3390 грн в месяц). Хотя с того времени цены выросли в разы. В результате, только по одному этому договору бюджет недополучил 1,8 млн грн.
Но самым интеерсным оказалось то, что показал анализ финансово-хозяйственной деятельности — в 2016-2017 годах КП «Горавтопарк» проработало с общим убытком 0,6 млн грн. Эти убытки покрыли из городского бюджета оказав предприятию финансовую помощь.
Аудиторы делают вывод: «В сложившейся ситуации существование КП «Горавтопарк» не имеет экономической целесообразности. Только если КП «Горавтопарк», а не частные структуры, будет оператором парковок, можно будет обеспечить увеличение поступлений в бюджет»
РЕКЛАМА
Еще одна сфера на которую обратили внимание аудиторы – это плата за размещение внешней рекламы. По состоянию на 1 января 2014 года на основании договоров с коммунальными предприятиями города в Днепре стояли 2503 рекламные конструкции. К 1 января 2018 по данным КП «Земград» (профильное КП по рекламе) их стало 4082. Поступления от платы за размещение внешней рекламы за 2014-2017 годы составили 111,7 млн грн. Но из них в городской бюджет поступило лишь 22,2 млн грн. Кроме того, при расчете платы за использование места размещения рекламного средства используется базовый тариф 125,69 грн за 1 кв. м. площади для наземных и крышных установок и 60 грн для всех остальных. Этот базовый тариф не пересматривался уже 6 лет. Не пересмотр тарифа привел к тому что плата за временное пользование места под рекламу в 3 раза меньше, чем коммерческая. А это приводит к неполучению десятков миллионов гривен в бюджет города.
После аудиторской проверки КП «Земград» оказалось, что поступления в бюджет предприятия составили всего 13,6 млн грн. И предприятие сработало с прибылью в 0,8 млн грн из которых в городской бюджет поступило 0,6 млн грн. Почему так мало? – аудиторы приводят следующую цифру. 43,7% бюджета КП уходит на зарплаты работников предприятия. А их 31 человек и средняя зарплата у них составляет 20 тыс. грн, что в 3 раза выше чем средняя зарплата по городу. В целом, по данным аудиторов, на содержание КП уходит 95% полученных доходов.
Также горсовет в последние годы усиленно «трубил» о борьбе с незаконной рекламой. В 2014-2017 годы исполком горсовета выдал 61 решение о принудительном демонтаже рекламных средств. Так, в 2014 году должны были удалить 3744 объекта, в 2015 – 3686, в 2016 – 142, в 2017 – 2227. Но как показал осмотр, проведенный аудиторами, большинство объектов стоит на месте. А по данным КП «Земград» из 2227 объектов которые должны были демонтировать в 2017 году, убрали лишь 630. То есть 30%. Таким образом КП не выполняет решения горсовета. С другой стороны, при условии заключения договора с собственниками тех 2227 объектов, то поступления в бюджет только за 2017 год получил бы дополнительно 12 млн грн.
Как вывод – горсовет ведет недостаточную работу по расширению базы для получения налогов и сборов. А работа КП никак не приводит к привлечению дополнительных финансов.