Государственная аудиторская служба провела аудит выполнения бюджета Днепра за 2014-2017 годы. Их 162 страничный отчет можно посмотреть по ссылке.
Об этом сообщает Интернет-издание «ДНЕПР. ГЛАВНОЕ» со ссылкой на Информатор.Деньги.
Первую часть разбора отчета читайте здесь. А на очереди образование и медицина.
Штат горсовета Днепра депутаты определили в 1259 штатных единиц. И на них с 2014 по 2017 финансирование было 100% от плана. В том числе это касается капитальных затрат – покупку техники, мебели, других товаров, проведение капитальных ремонтов, или строительство. А вот другим сферам с финансированием таких трат повезло меньше. Так, в 2017 году на капитальные затраты в сфере образования выделили всего 52% от потребности, на сферу спорта – 19%, сферу культуры – 16%.
В целом по сфере образования год от года происходит недофинансирование плановых затрат. Так, в 2016 на школы выделили только 74,3% от плановых потребностей, на садики – 72,2%, внешкольные учреждения – 65,9%. За 2017 год эти показатели по школам — 77,5%, по детским садам – 70,2%, внешкольным учреждениям – 93,9%.
И если сейчас в школы ходит 92,83% детей, то вот внешкольные учреждения (кружки, спортивные секции, школы искусств) посещают только 44,7% горожан от 6 до 18 лет. Еще хуже показатель посещаемости детских садов. С 2014 по конец 2017 в детские садики ходили только 20,1% (33,53 тыс.) от общего числа детей города возрастом от 0 до 6 лет (166,82 тыс.). Садиков в Днепре настолько мало, что при нормативе наполняемости групп раннего возраста в 15 человек, средний список группы составляет 28. В группах дошкольного возраста норматив 20 детей, а по факту их в среднем 28. Детские сады Днепра могут принять 26 477 детей, но им приходится принимать 33 534 ребенка.
Аналогичная ситуация может скоро начаться и в школах. Школы Днепра с 2014 по конец 2016 год не увеличили мощность – в них есть всего 95 905 мест. Но если в 2016 году там училось 89 759 человек, то в 2017 уже 92 832 ученика. При этом учебные заведения загружены неравномерно. Некоторые школы Днепра заполнены менее чем наполовину. Для примера — в СОШ № 78 при наличии 1260 мест, в 2016 году училось только 585 учеников, а в 2017 – 649 учеников. В СОШ № 20 на 2016-2017 учебный год имелось 700 мест, но в 2016 году там училось 367 учеников, а в 2017 428 учеников. Такая ситуация ставит в неравные условия детей и педагогов из разных школ и не содействует эффективному использованию средств.
Количество выпускников 11 классов каждый год сокращается. Если в 2014 году их было 5085, то в 2017 стало 4417. Количество выпускников, поступающих в ВУЗы тоже снижается. Если в 2014 их было около 4,3 тыс., то в 2017 около 3,5 тыс.
Укомплектованность учителями и воспитателями в Днепре неплохая – 92,2% от полного штата за 2017 год. Только 76% из них имеют высшее образование, и 25% из них — люди пенсионного возраста.
ФИНАНСЫ И МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Многие родители жалуются, что их детям не додают еды в столовых школ и детсадов. На это указывают и аудиторы. Даже по документам средний показатель потребления питания составляет 86,3% от натуральных норм продуктов на ребенка в день. Только 50% школ города обеспечены компьютерной техникой, и 20% этой техники уже давно морально устарела. По поводу техсостояния зданий аудиторы делают вывод что большинство из них требуют капремонта кровли и внешних стен, ремонта ограды, пищеблоков, актовых залов, сантехсистем, санузлов, прачечных, крылец. Самое новое здание имеет детсад № 298 – оно было построено 30 лет назад. Самое старое здание имеет детсад № 238 – построено в 1927 году.
Пытается ли горсовет исправить ситуацию? По мнению аудиторов – нет. За 2016-2017 годы программы в сфере образования катастрофически не финансировали. Так, на выполнение главной Программы развития образования выделили только 278,8 млн грн (27% от плана). На программу развития молодежной политики и национально-патриотического воспитания молодежи – 14,4 млн грн (2% от плана). На выполнение программы «Безопасная школа» — 0,4 млн грн (2% от плана). В целом, по данным аудиторов, по всем местным образовательным программам, нет никаких конкретных данных о показателях их эффективности и качества. А отчеты о выполнении программ отсутствуют вообще. Вывод аудиторов: «Несмотря на увеличение и «удельного веса» затрат на образование в структуре бюджета Днепра, обеспеченность учреждений была крайне неудовлетворительной»
Теперь о том, что думают родители и дети. С целью оценки качества образовательных услуг аудиторы провели анкетирование среди 652 учеников школ, 825 родителей, 187 учителей, 287 воспитателей. На вопрос «удовлетворяет ли вас уровень образования, который дается вашему ребенку в школе, только 40,7 родителей и 45,3% учителей ответили «да». Среди полностью неудовлетворенных качеством образования оказалось 13,3% родителей и 1,3% учителей. 67,3% опрошенных считают, что для улучшения качества образования необходимо увеличить бюджетное финансирование, 58% — улучшить материально-техническую базу, 33% — изменить качество педагогов к работе, 26,7% — повысить профессиональный уровень учителей. 72,7% родителей заявили, что платят дополнительные взносы в фонд школы (класса). Питанием в школах довольны только 50,7%. Только 17,3% преподавателей ведут школьные кружки и 90,7% из них недовольны их материальной базой. Только 11,2% учеников в своих анкетах указали, что посещают кружки. 25,3% учеников заявили, что не посещают кружки, потому что в городе нет таких, что их заинтересуют. Аудиторы отмечают, что такая занятость детей, бесконтрольность со стороны родителей и учителей приводит к детским правонарушениям. Если количество уголовных правонарушений с 2014 по 2017 год сократилось с 0,2% до 0,05% от количества учеников школ, то количество административных правонарушений растет год от года. Если в 2014 такие правонарушения совершили 0,04%, то в 2017 их количество выросло до 0,07% от общего числа школьников.
МЕДИЦИНА
Потребность в средствах на медицину с 2014 по конец 2017 года обеспечивалась в среднем на 92,5%. Но надо учесть, что спецфонд (что это читаем выше) всех учреждений здравоохранения на 69,3% формировался из благотворительных взносов. То есть из того, что платят люди. А это немного ни мало 205,96 млн грн. Кроме того, учреждения заработали на оказании платных услуг за 2014-2017 годы 76,29 млн грн. Плюс, как мы знаем, во многих больницах есть частные кабинеты, аптеки, собственники которых арендуют площади. От этого учреждения заработали еще 14,25 млн, и от продажи имущества еще 0,62 млн.
При этом большая часть денег, выделяемых горсоветом и государством (медицинская субвенция) на медицину (3 млрд 242,1 млн за 2014 – 2017 годы) уходит на зарплаты работников (72%), коммунальные услуги (9%), и на текущие затраты (8,5%). Всего 7% затрат идет на медикаменты. А на проведение капремонтов — в 2016 году это были 0,8% от бюджета медицины и в 2017 2,9%.
Ярким показателем качества медицины в городе является статистика заболеваний. В целом количество тяжелых заболеваний (впервые заболевших) выросло – в 2014 их было 1104,1 человек на 100 тыс. населения, а в 2017 – 1109,3 на 100 тыс.). В таблице ниже приведена статистика по сердечно-сосудистым заболеваниям, на ВИЧ и СПИД, а также онкологическим заболеваниям. И как видно, год от года заболеваемость только растет. Заболеваемость среди детей тоже не радует. Количество заболевших туберкулезом с 2014 по 2017 годы значительно выросло. Аналогичный показатель и по заболеваниям нервной системы.
На фоне этого идет сокращение медперсонала. Так, на 1 января 2018 в Днепре наблюдается дефицит врачей-терапевтов (46 человек), врачей-инфекционистов – 13 человек, и семейных врачей – 87 человек. Всего же не укомплектованность врачами – 705 человек (19% врачей). Нехватку врачей можно было бы покрыть за счет выпускников медучреждений образования. Но за 2014-2017 годы потребность в выпускниках покрывалась всего на 75,2%. Медиков можно было бы привлечь бесплатным муниципальным жильем. Но за 2014-2017 годы никто жилье так и не получил.
Также в Днепре уменьшается количество койко-мест в больницах (на 9% с 2015 по 2017 год – всего это 466 мест). Стоимость содержания одного койко-места для лечения больного в стационаре – 13,98 грн. Для инвалидов и участников ВМВ она выше – 40 грн. На питание больных тоже выделяется – 8,46 грн в день, и для инвалидов и участников ВМВ – 35 грн. По нормативам стоимость одного диагностического обследования — 2 грн. Затраты на 1 посещение врача в амбулаториях города (затраты на медикаменты) в 2017 году составили 1,1 грн.
Программу «Здоровье населения г. Днепр» на 2016-2020 годы в 2016 и 2017 году профинансировали на 97,9% от плана. 43,68 млн грн в 2016 и 69,03 млн грн в 2017. Чиновники ориентировались на количество человек на диспансерном учете и работающее медоборудование в больницах. Главным результатом программы должно было стать снижение уровня заболеваемости, инвалидности и смертности среди жителей Днепра. О результатах судите сами.