В Днепропетровске из-за бюрократии полгода не могут утвердить тариф на тепло

17.02.2015 13:00

Энергоэффективность — одно из самых модных и часто употребляемых слов в последние месяцы. Из-за сложной экономической ситуации и политического конфликта с Россией власть декларирует: энергоносители нужно использовать бережливо, рационально. Особо настаивают на экономии газа. Существуют целые программы, национальные и региональные, направленные на то, чтобы сохранить голубое топливо. Остро проблема ощущается в период отопительного сезона. По разным оценкам, до 40 процентов тепла теряется во время транспортировки. О какой экономии речь, если часть энергоносителей «вылетает в трубу» из-за потерь на теплотрассах, изношенных коммуникаций внутри помещений? Для капитального ремонта или замены теплотрасс нужны финансовые вложения, а в бюджете — дырка. Выход, казалось, нашли летом 2014 года, пишет газета "Зоря".

Хотели как лучше

Компания «Подия Истейт» не раз устанавливала блок-модульные котельные на твердом топливе (пеллетах, дровах) в собственных помещениях. В июне прошлого года решили провести эксперимент и запустить такую котельную на объекте коммунальной собственности. ДК «Северный» выбрали неслучайно. Ведь культура — сфера, которой всегда достается меньше внимания.

— Мы купили блок-модульную котельную мощностью 600 кВт и установили ее в ДК, — рассказывает директор компании Эдуард Жигар. — Решили помочь городу экономить газ и другие ресурсы. В октябре провели пробный запуск котельной. Она оказалась эффективной.

Среди преимуществ блок-модульной котельной называют расположение рядом с объектом (тепла теряется меньше) и небольшую длину теплотрассы (ремонтировать будет недорого).

— Мы подсчитали: при отоплении помещения до 3000 квадратных метров (приблизительно такая площадь дворца) за этот отопительный сезон можно было сэкономить 100000 кубических метров газа, или более 500 тысяч гривен (в пересчете на существующие тарифы), — говорит Виталий Танцюра, поставщик топлива для блок-модульной котельной. — Плюс деньги остались бы в Украине, а не отправлялись в Россию.

Читайте также: В Никополе за звонок на «горячую линию» Коломойского давят бюрократией

Кроме того, платить за тепло в ДК могли бы по новому тарифу, рассчитанному на основании показаний счетчика тепловой энергии, а не исходя из отапливаемой площади огромного дворца. Счетчик ООО «Подия Истейт» также готова была установить. Таким образом, на отопление «Северного» из бюджета города могло бы тратиться на 50 процентов меньше средств. Ввод такой котельной в эксплуатацию позволил бы создать десять рабочих мест: четыре сотрудника котельной (посменно), бухгалтер, учетчик и производители пеллетов. Будущим сотрудникам компания была готова платить среднюю по региону зарплату.

Топить нельзя, утвердить

1 октября 2014 года вступило в силу постановление Кабинета Министров Украины №453 от 10.09.2014 «О стимулировании замещения природного газа при производстве тепловой энергии для учреждений и организаций, финансируемых из государственного и местного бюджетов». Документ поощряет органы местного самоуправления переводить бюджетные организации на альтернативные виды топлива, а поставщиков «альтернативного» тепла — работать с бюджетными организациями.

Так как запуск котельной оказался успешным, ООО «Подия Истейт» решили участвовать в тендере на поставку тепла для ДК «Северного». Получили лицензию и обратились в горсовет Днепропетровска, чтобы утвердить тариф. Ведь это — компетенция органов местного самоуправления. Прецеденты перевода коммунальных предприятий на альтернативные источники энергии уже есть. Так отапливают школы в Харьковской области. По словам Эдуарда Жигара, в одном из сел Днепропетровщины газовую на твердотопливную котельную сменили тоже в ДК, а тариф утвердил председатель сельсовета. Сейчас в этом селе пять рабочих котельных на твердом топливе.

Читайте также: Днепропетровские чиновники советуют жителям организовываться в ОСМД

Но горсовет отправил компанию за тарифом в НКРЭ. В Нацкомиссии ответили, что утверждают тарифы только для поставщиков теплоэнергии, которые производят в год более 18 тысяч гигакалорий. А ООО «Подия Истейт» не дотягивает — всего 700 гигакалорий в год. В НКРЭ порекомендовали снова обратиться в местные советы. Так и образовался замкнутый круг. За полгода тариф так и не был утвержден.

Из Днепропетровска в Киев и обратно

— Мы бы и рады были утвердить тариф, но в рамках существующего законодательства не можем, — говорит Ирина Дробитько, директор финансово-экономического департамента Днепропетровского городского совета.

В финдепартаменте подтверждают, в вышеупомянутом постановлении Кабмина органам местного самоуправления рекомендуют устанавливать тарифы на производство тепловой энергии для бюджетных учреждений на теплогенерирующих установках с использованием альтернативных источников энергии. Но порядка исполнения этой нормы в постановлении нет! Пытаясь разобраться, исполком горсовета направил запросы в Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, а также в НКРЭ.

Одновременно, говорят, консультировали компанию в расчетах. В финдепартаменте признают: поскольку ООО«Подия Истейт» не платит налог на добавленную стоимость, предложенный ими тариф на тепло для бюджетных предприятий — 947,25 грн./Гкал без НДС — более выгодный. Он на 27 процентов ниже тарифа базового предприятия — «Днепропетровские городские тепловые сети» (1205,33 грн./Гкал с НДС). Но в Министерстве и НКРЭ финдепартаменту ответили: для установления тарифа компания должна обратиться с заявлением и соответствующими расчетами напрямую в НКРЭ. А стало быть, горсовет тут уже ни при чем.

— Чиновники специально ссылаются на те пункты, которые позволяют нам отказать, — уверен Эдуард Жигар. — Длинное и расплывчатое письмо не дает однозначного ответа, а местные чиновники этим пользуются. Ситуация фатовая: потрачены деньги (полмиллиона гривен на котельную и около 200 тысяч на пеллеты) и усилия, а проку нет.

Читайте также: Крупский заявил, что будет баллотироваться в мэры Днепропетровска

Представители компании обили все пороги в горсовете. Обращались к экс-мэру Ивану Куличенко, его экс-заму Владимиру Медведчуку, в уже упомянутый финансовый департамент. Среди причин для отказа в утверждении тарифа в горсовете директору компании, что только не отвечали. Говорили, что лицензия получена неправомочно. Ссылались, что на коммунальных предприятиях департамента коммунального хозяйства и капитального строительства Днепропетровска отсутствуют блок-модульные котельные на альтернативном топливе. А, следовательно, по расчетам ООО «Подия Истейт», утвердить тариф этот департамент не может. Да и общались с представителями компании чиновники не слишком охотно: ответ на последнее письмо, подписанный заместителем мэра Анатолием Крупским, ООО «Подия Истейт» получила лишь через полтора месяца.

— Чиновники не желают брать на себя ответственность, — сетует Эдуард Жигар. — Отписки и намеренное затягивание решения по утверждению тарифа приводят к тому, что Дворец культуры отапливается недостаточно. При этом городской бюджет вынужден оплачивать колоссальные суммы, исходя из «отапливаемой» площади. Если ситуация не изменится в ближайшее время, тендер на поставку тепловой энергии на сезон 2015-16 годы выиграют те же организации, которым безразлично, тепло или нет в отапливаемых ими помещениях.

Инициатива наказуема?

Во Дворце говорят: последний раз так тепло в помещении было в советское время. Температура подросла на 5—6 градусов. А температурный режим очень важен для учреждения, в которое каждый день приходят дети.

— Сегодня мы единственный Дворец культуры в районе. В нашем ДК работает девять кружков: часть — бесплатно, часть секций в последнее время перешли на самоокупаемость. Мы делаем все возможное, чтобы обеспечить воспитанникам кружков хорошие условия, — говорит Виктория Кубачева, директор ДК «Северный». — Поначалу отнеслись к предложению «Подия Истейт» скептически. Но когда провели тестовые испытания котельной, стало гораздо теплее. Но мы, как коммунальное предприятие, действуем только в рамках закона. Поэтому должен проводиться тендер на поставщика тепла, быть утвержден тариф.

— Мы тоже приезжали на пробный запуск котельной, — говорит Евгений Хорошилов, начальник управления культуры Днепропетровского горсовета. — Система работает. Но делать закупки на такие суммы согласно закону можем только по результатам тендера.

Сегодня, по словам Евгения Викторовича, на отапливание дворца город тратит порядка миллиона гривен в год. Именно поэтому профильное управление горсовета и объявило: приглашает для участия в тендере поставщиков тепла из альтернативных источников. О возможной правовой коллизии не догадывались. А теперь разводят руками.

— Я стараюсь держать ситуацию под контролем, — говорит Евгений Хорошилов. — Но влиять на решения другого департамента не могу.

ООО «Подия Истейт» котельную установили за свой счет. Как принято в бизнесе, хотели использовать конкурентные преимущества, победить в тендере, а уж потом зарабатывать деньги. Подсчитали, что вложенные средства окупились бы в течение 3—5 лет. Говорят, если бы в горсовете шли им навстречу, подобные котельные могли бы появиться и в других дворцах культуры города. Днепропетровск мог бы сэкономить колоссальные суммы, а дети болели бы реже. Но, похоже, хорошей инициативе суждено кануть в небытие.

Справка

ООО «Подия Истейт» существует с 2009 года. Виды деятельности: лесопильное производство, монтаж водопроводных сетей систем отопления и кондиционирования, сдача в аренду и эксплуатацию собственного или арендованного недвижимого имущества.

Пеллеты — цилиндрические гранулы из древесных отходов.

Автор: Алёна Дрыга

фото Бориса Дубинина

Комментарии
Последние записи в блогах

Працівники українського державного науково-дослідного інституту медико-соціальних проблем інвалідності Міністерства охорони здоров’я України звернулися до лідера Радикальної партії, кандидата в Президенти України Олега Ляшка з проханням виплатити їм зарплату і зберегти інститут від знищення. Про це написав народний депутат України від фракції Радикальної партії Олега Ляшка Сергій Рибалка на своїй сторінці в Фейсбук.

Подробнее

Західно-Донбаське управління Головного управління ДФС у Дніпропетровській області звертає увагу платників, що податкові пільги, порядок та підстави їх надання встановлюються з урахуванням вимог законодавства України про захист економічної конкуренції виключно Податковим кодексом України (далі – ПКУ), рішеннями органів місцевого самоврядування, прийнятими відповідно до ПКУ (п. 30.5 ст. 30 ПКУ).

Суми податку та збору, не сплачені суб’єктом господарювання до бюджету у зв’язку з отриманням податкових пільг, обліковуються таким суб’єктом – платником податків. Облік зазначених коштів ведеться в порядку, визначеному Кабінетом Міністрів України (п. 30.6 ст. 30 ПКУ).

Постановою Кабінету Міністрів України від 27 грудня 2010 року № 1233 затверджено Порядок обліку сум податків та зборів, не сплачених суб’єктом господарювання до бюджету у зв’язку з отриманням податкових пільг (далі – Порядок № 1233) та Звіт про суми податкових пільг (далі – Звіт).

Порядок № 1233 є обов’язковим для виконання суб’єктами господарювання, які відповідно до ПКУ не сплачують податки та збори до бюджету у зв’язку з отриманням податкових пільг (п. 1 Порядку № 1233).

Звіт подається суб’єктом господарювання за три, шість, дев’ять і дванадцять календарних місяців за місцем його реєстрації протягом                  40 календарних днів, що настають за останнім календарним днем податкового періоду. У разі коли суб’єкт господарювання пільгами не користується, Звіт не подається (п. 3 Порядку № 1233).

Звіт заповнюється відповідно до вимог п. 4 Порядку № 1233, зокрема, у графах «Код пільги згідно з довідником пільг» та «Найменування податкової пільги» Звіту зазначаються код та найменування податкової пільги за кожним видом податкових пільг відповідно до довідника пільг, форма та порядок ведення якого затверджуються Державною податковою службою.

З урахуванням викладеного, суб’єкти господарювання, прибуток яких відповідно до норм ПКУ звільняється від оподаткування, повинні подавати Звіт до контролюючого органу за місцем своєї реєстрації.

У Довіднику пільг, наданих чинним законодавством по сплаті податків та зборів, інших обов’язкових платежів зазначено всі коди податкових пільг.

Нагадуємо, що з 01.01.2019 необхідно користуватись Довідником податкових пільг, що є втратами доходів бюджету № 91/1 та Довідником інших податкових пільг № 91/2, які розміщено на головній сторінці офіційного веб-порталу ДФС України у банері «Довідники».

 

Подробнее

Протягом двох місяців 2019 року на антикорупційний сервіс Державної фіскальної служби України «Пульс» зателефонували 89 заявників Дніпропетровської області.

За допомогою сервісу «Пульс» заявники звертались з питань: щодо звітності та реєстрації накладних (45 звернень), роботи органів ДФС (36 звернень) тощо.

Усі звернення оперативно розглянуті у встановлений термін та вирішені по суті.

Звернення, кваліфіковані за тематикою як «скарга на корупційні дії працівників органів фіскальної служби», на розгляд ГУ ДФС у Дніпропетровській області не надходили.

 

Подробнее

Західно-Донбаське управління Головного управління ДФС у Дніпропетровській області нагадує, що платники плати за землю (крім фізичних осіб) самостійно обчислюють суму земельного податку щороку станом на 01 січня і не пізніше 20 лютого поточного року подають відповідному контролюючому органу за місцезнаходженням земельної ділянки податкову декларацію на поточний рік за формою, встановленою у порядку, передбаченому ст. 46 Податкового кодексу України (далі – ПКУ), з розбивкою річної суми рівними частками за місяцями.

Подання такої декларації звільняє від обов’язку подання щомісячних декларацій. При поданні першої декларації (фактичного початку діяльності як платника плати за землю) разом з нею подається довідка (витяг) про розмір нормативної грошової оцінки земельної ділянки, а надалі така довідка подається у разі затвердження нової нормативної грошової оцінки землі.

Норми визначені п. 286.2 ст. 286 ПКУ.

Платник плати за землю має право подавати щомісяця звітну податкову декларацію, що звільняє його від обов’язку подання податкової декларації не пізніше 20 лютого поточного року, протягом 20 календарних днів місяця, що настає за звітним (п. 286.3 ст. 286 ПКУ).

За нововідведені земельні ділянки або за новоукладеними договорами оренди землі платник плати за землю подає податкову декларацію протягом 20 календарних днів місяця, що настає за звітним (п. 286.4 ст. 286 ПКУ).

Виходячи з можливості подання платниками плати за землю (за власним вибором) декларацій на поточний рік або щомісяця звітних декларацій, а також декларацій за нововідведені земельні ділянки або за новоукладеними договорами оренди землі впродовж поточного року, суб’єкт господарювання, який на початку року не був платником плати за землю та протягом року отримав право власності (користування) на земельну ділянку, подає відповідному контролюючому органу за місцезнаходженням земельної ділянки річну податкову декларацію з плати за землю або щомісячні декларації за типом «Звітна».

 

Подробнее
Голосование
Кто победит на выборах президента Украины?
Юлия Тимошенко
Петр Порошенко
Анатолий Гриценко
Владимир Зеленский
Юрий Бойко
Олег Ляшко
Александр Вилкул
Другой кандидат