На Днепропетровщине запускают глобальный эксперимент с местными советами

19.05.2015 17:59

29 апреля на сессии областного совета было принято решение «О проекте Перспективного плана формирования территорий громад». Как заверил после сессии председатель облсовета Евгений Удод, данное решение — только проект, который предстоит обсудить на местах. Окончательный вариант будет приниматься с учетом мнений и предложений громад. Руководство города и области настаивает, что процесс объединения – дело сугубо добровольное, но при этом намекает: именно объединенные громады будут получать дополнительные ресурсы на свои нужды, пишет "Горожанин".

Назад в будущее

В феврале этого года Верховная Рада приняла Закон «О добровольном объединении громад», которым определяется порядок объединения. Его цель, как прописано в пояснительной записке, — создать условия и возможности для укрупнения и формирования боеспособных территориальных громад. Предусмотрено, что средняя численность сельской громады в случае объединения в новую громаду будет составлять 9 тысяч человек, средняя численность населенных пунктов – 16, ожидаемая средняя площадь громады – порядка 400 квадратных километров.

«Исходя из указанных параметров, большая часть новых громад будет создана на базе районов, которые существовали в УССР до административно-территориальной реформы 1954-1960 годов», — указано в пояснительной записке.

Также предполагается, что государство помимо информационной и методической будет оказывать также финансовую поддержку новым громадам в «создании отсутствующих элементов инфраструктуры, необходимых для обеспечения исполнения полученных полномочий». Что касается полномочий, объединенные громады будут иметь собственные и делегированные.

К первым относятся: планирование развития громады и формирования бюджета, экономическое развитие, управление земельными ресурсами, развитие местной инфраструктуры (содержание и строительство дорог, водо-, тепло-, газоснабжение, водоотведение и благоустройство), предоставление жилищно-коммунальных услуг, содержание улиц и дорог на территории громады, организация пассажирских перевозок, поддержание общественного порядка силами муниципальной полиции, пожарная охрана.

Ко вторым относятся: соцпомощь, административные услуги через центры их предоставления (вместо райисполкомов), управление школами и садиками, первичная медицинская помощь, содержание и организация работы домов культуры, клубов, библиотек, стадионов, спортплощадок.

В каждой объединенной громаде будут также созданы подразделения госорганов, ответственные за выплату пенсий, субсидий, обеспечение льготами, казначейское обслуживание, контроль санитарного состояния, регистрацию актов гражданского состояния.

— Каждая территориальная громада с учетом изменений, которые произошли в Бюджетном кодексе, сможет самостоятельно решать, куда направить ресурс на основании тех налогов, которые будет собирать, — пояснил и.о. первого заместителя председателя ОГА Олег Кужман. — Новые налоги, которые сегодня появились, — акцизный сбор, налог на недвижимость, земельный налог, налог на доходы физлиц. Речь идет о делегировании полномочий и ответственности, куда этот ресурс будет потрачен.

Именно громады решат, какое количество школ, медучреждений, садиков целесообразно содержать. Но в любом случае, как заверяет Олег Кужман, о тотальном закрытии учреждений соцсферы речи не идет (Пока в области готовят к закрытию «всего» десятка три школ, — Ред.). Возможно даже, вместо закрытия будут открываться дополнительные учреждения. Все зависит от возможностей громады. Субвенция из госбюджета как поступала, так и будет поступать, плюс увеличится объем ресурсов за счет объединения.

 

В срочном порядке

В ОГА говорят о 51 самодостаточной громаде – именно такое количество планируют создать в рамках объединения. По каждой из них уже разработаны паспорта, подсчитаны доходы (расчетные величины), определены административные центры.

— Предварительно была определена 51 громада, — сообщил Кужман. — Мы посчитали из расчета экономической составляющей, из расчета всех учреждений социально-экономической инфраструктуры в тех или иных громадах. Это «рыба», которую мы сегодня пустили на обсуждение в наши территориальные громады.

Чтобы успеть провести в нормальном режиме местные выборы, которые должны состояться 25 октября 2015 года,громады должны закончить процедуру объединения до 5 сентября. Пока что руководство ОГА и облсовета говорит о четырех пилотных районах, которые готовы уложиться в эти сроки. Речь идет об Апостоловском районе – 3 громады, Верхнеднепровском – 6, Днепропетровском – 7, Солонянском – 5. Как сообщил первый заместитель председателя облсовета Анатолий Адамский, по-хорошему реализация закона предполагает 175 дней.

– Если бы мы не говорили о выборах, то спокойно по схеме можно было бы отрабатывать и мы бы вышли на середину ноября, — рассказал Адамский. – Но мы хотим успеть закончить в пилотных регионах в первой декаде сентября, тогда успеем провести выборы в срок.

Неделю назад был открыт Региональный офис реформ, специалисты которого уже провели ряд консультаций и семинаров в районах, разъясняя аспекты реформирования. Руководитель офиса Елена Тертышная рассказывает, что вопросов у представителей громад пока что очень много, но процесс информирования идет полным ходом.

Что касается экономии для областного бюджета в случае объединения громад, то она будет иметь место.

— Расчеты финансистов, которые основывались на методике, представленной постановлением КМУ, и принципах, заложенных в Закон «О добровольном объединении громад», четко определяют, что большой бонус есть как для территориальной громады, так и для областных бюджетов, — пояснила Елена Тертышная. — Во-первых, громада становится самодостаточной, с ней меньше проблем с точки зрения дотационности, во-вторых, идет сокращение управленческого аппарата.

Согласно проекту решения облсовета «О перспективном плане формирования территорий громад», предложения по результатам обсуждения городские и районные советы должны предоставить до 20 мая. Интересно будет посмотреть, какие же решения приняли на местах.

Автор: Юлия Рудая

Комментарии
Последние записи в блогах

Асоціація міст України взяла участь у першому засіданні міжвідомчої робочої групи з внесення змін до формули розподілу освітньої субвенції між місцевими бюджетами, що відбулося у Міносвіти. До складу робочої групи увійшли представники профільних міністерств, асоціацій ОМС, Інституту освітньої аналітики та міжнародні експерти.

Подробнее

23 квітня, у Дніпрі, за  адресою: актова зала, КП «Південна Укргеологія», вул. Чернишевського, 11, пройде інформаційний день проекту «Малі міста – великі враження». Це буде своєрідне навчання, де фахівці розкажуть зацікавленим, як підготувати та правильно оформити свою ініціативу для участі у конкурсі. Зареєструватися на інформаційний день можна за посиланням:

https://docs.google.com/forms/d/1FEKwDJEzSABrkCYhN6P77v2TBJB028_1y-P74YlHX3U/viewform?edit_requested=true

Подробнее

Станом на перше квітня 2019 року на території області діє 13531 ліцензія на право роздрібної торгівлі алкогольними напоями та тютюновими виробами, з яких: 7273 ліцензії на алкоголь та 6258 - на тютюн, отриманих 5819 суб’єктами господарювання. Про це повідомив начальник управління контролю за обігом та оподаткуванням підакцизних товарів ГУ ДФС у Дніпропетровській області Денис Дегтярьов.

У першому кварталі поточного року місцева казна Дніпропетровської області поповнилася на 21 млн. 178,7 тис. грн.. від плати за ліцензії на право торгівлі алкогольними напоями і тютюновими виробами, з яких 15 млн. 128,7 тис. грн. - від ліцензування роздрібної торгівлі.

В той же час, впродовж січня – березня 2019 року призупинено дію  657 ліцензій за несвоєчасну сплату чергового платежу, анульовано 593 ліцензії, з яких 18 - за порушення законодавства у частині продажу неповнолітнім особам алкогольних напоїв (7 ліцензій) та тютюнових виробів (11 ліцензій).

 

Подробнее

«Сьогодні головним принципом контрольно - перевірочної роботи фіскальних органів є вибірковість контролю на основі оцінки та опрацювання ризиків в діяльності платника, що цілком відповідає міжнародній практиці та дає змогу значно зменшити тиск на сумлінних платників, а також зосередити увагу фіскальних органів на ризикових платниках», - зазначив заступник начальника ГУ ДФС у Дніпропетровській області Дмитро Мельник.

Так, протягом І кварталу 2019 року підрозділами аудиту ГУ ДФС у Дніпропетровській області проведено 444 документальні перевірки юридичних осіб, за результатами яких до бюджету надійшло 97,2 млн грн грошових зобов’язань, Це на 88 млн грн більше ніж у січні - березні минулого року.

Також, при зниженні у І кварталі поточного року кількості проведених фактичних перевірок суб’єктів господарювання, які використовують РРО, у порівнянні з відповідним періодом минулого року (101 проти 112), до бюджету надійшло фінансових санкцій в 1,8 разів більше (236 тис.грн проти 128 тис.грн).

 

Подробнее
Голосование
Кто победит на выборах президента Украины?
Петр Порошенко
Владимир Зеленский