Люстрации на грани чистки

20.08.2014 13:30

Со времен Майдана люстрация – один из самых животрепещущих вопросов. Согласно социологическим исследованиям, заинтересованность в очищении власти демонстрируют больше 70% украинцев. А вот процент заинтересованных в этом политиков обратно пропорционален. И если половина нардепов не была уличена в прямом сотрудничества с коммунистическим режимом или Януковичем, а так же в преступлениях против людей на Майдане, пункт о честных декларациях и коррупции, указанный в новом законе об очищении власти, не пройдет никто

Люстрация в постсоветских странах

Мировой опыт люстрации достаточно широк и разнообразен. Стоит обратиться к каноническим примерам, которыми являются наши ближайшие западные соседи. На постсоветском пространстве наиболее успешной считается модель люстрации по-чешски. Там, ради общего блага, была принесена жертва в 80 тыс. уволенных чиновников с пожизненным запретом работать на госслужбе или в СМИ. Чехия не только не побоялась отстранить от процессов управления государством старых маститых чиновников, но и пошла по принципу так называемой «позитивной дискриминации». Предпочтение на занятие тех или иных госдолжностей отдавалось новым, молодым, пусть и неопытным кандидатам. Известный дисидент, критик коммунистического режима, президент Чехии Вацлав Гавел изрек тогда часто повторяемую ныне фразу: «Лучше 5 лет ошибок, чем 50 лет саботажа».

По словам эксперта, не менее интересен и опыт послевоенной Франции, которая боролась с коллаборационистами. Тогда была введена совершенно новая идеология функционирования госаппарата. Власти проводили просветительскую работу среди чиновников, разъясняя, что означает служить обществу.

Похожие процессы в конце 80-х – начале 90-х прошли также в Польше, Эстонии, Литве, Латвии. После, о люстрации забыли почти на 20 лет, пока очиститься от разлагающих советских рудиментов не решилась другая страна, ранее входившая в соцлагерь – Грузия. В 2011 году был принят закон «Хартия свободы», который задекларировал проверку граждан страны по двум главным критериям: работа в спецслужбах СССР и принадлежность к верхушке Компартии Союза. Последней каплей и толчком для принятия такого акта стала российско-грузинская война, которая привела к территориальным потерям со стороны Грузии. Таким образом, в пункте «Цель закона» была прописана следующая формулировка: «предупреждение преступления направленного против государства, терроризма, преступления против основ безопасности государства, принятие превентивных мер по распространению советской и фашистской идеологии».

Ситуация в Украине

В Украине тема очищения власти обсуждалась давно. Но, как известно, никаких решительных шагов для того, чтобы избавиться от красных директоров и коммунистических номенклатурщиков не было. Провальной оказалась даже попытка запретить Коммунистическую партию в начале 90-х. Сейчас же этот вопрос обрел новое звучание и расширенную трактовку. Люстрация воспринимается украинским обществом как процесс очищения не только от миазмов советской системы, но и от представителей, рожденных во времена независимости Украины, олигархически-криминальных кланов, продажных милиционеров и коррупционеров всех масштабов.

В целом, предложенный парламентариями законопроект об очищении власти отвечает таким представлениям. Но он требует незамедлительного, а лучше одновременного, принятия целого ряда реформ. К примеру, ребром стоит вопрос об обновлении политической системы. Закон предполагает люстрацию всех, кто был замечен в каких либо нарушениях: взяточничестве, подделке деклараций о доходах, сотрудничестве с преступным режимом Януковича и т.д. Дальше встает вопрос, кто придет на смену этому политикам. Как минимум возникает необходимость в проведении парламентских выборов. По прогнозам, оные состоятся уже в конце октября. Демократизация избирательного процесса требует принятия нового закона о выборах, а в идеале Избирательного кодекса, который определит систему избирательного процесса: пропорциональную с открытыми или закрытыми списками, мажоритарную или смешанную. Поскольку общество заинтересовано в том, чтобы превалировало над партиями оно, а не олигархические боссы, необходимо задекларировать принципы финансирования партийных организаций.

Приблизительно такая же схема изменений правоохранительных органов. После очищения милиции, необходимо задуматься над тем, кто придет на новые места – нужна реформа МВД. То же касается СБУ и любых других государственных структур.

Несмотря на широкую поддержку в обществе вопроса люстрации, переходить к активному давлению на народных избранников люди не готовы. Акция в поддержку принятия закона, который должен дать начало проверке госслужащих всех уровней, собрала не более 1,5 тыс. участников. Объяснить данное явление можно несколькими факторами. Во-первых, дискуссия о механизмах и критериях люстрации в обществе так и не стала широкой. Однозначного мнения касательно люстрационного процесса: кто и как его должен воплощать - не существует. Во-вторых, текст проекта вызвал волну негативных отзывов со стороны экспертов и общественных деятелей. В-третьих, сработало элементарное недоверие – а судьи кто? Как обозначено в проекте, проверка чиновников будет осуществляться нынешними руководителями проверяемых структур или Центральной избирательной комиссией (состав которой не менялся со времен каденции Януковича), если речь идет о кандидате на какую-либо государственную должность. Окончательное решение относительно каждого объекта проверки принимает Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы. Кто будет координировать и контролировать «люстраторов» - неизвестно.

Несмотря на существование Люстрационного комитета, который за постреволюционный период так и не получил никаких реальных полномочий, роль общества в процессах проверки и отсеивания власть предержащих сведена до неразумного минимума. В каждую группу, осуществляющую проверку, может быть включен один представитель общественности. Механизма отбора этого человека нет. Ну и, напоследок, не стоит забывать о том, что обновление государственной системы – длительный процесс с определенным алгоритмом, включающим в себя целый комплекс действий, а не результат совершенного единожды действия. В то же время, проект обещает проведение очистки в фантастические строки – 3 месяца.

Вердикт экспертов

«Это не люстрация - это чистка, - считает юрист, експерт по вопросам люстрации, политолог Валерий Андреевский. – Такая логика действий была свойственна советской власти. Вместо люстрации – чистка, вместо права – интересы, вместо демократии – деспотия». По мнению эксперта, никакого очищения власти ждать не стоит. «Никого из нынешних парламентариев это не коснется. Кого посчитают нужным – почистят, кого нет – оставят. В число последних войдут те, кто имеет влияние и интерес, кому удалось произвести захват общественного мнения. Они получат те же условия и возможности».

Главной ошибкой власти, а также аргументом в пользу своего мнения эксперт считает гласность. «Если бы власть была действительно заинтересована в люстрации, она бы не кричала об этом на всех углах. Люстрация – это скрытая форма проверки. Суверен имеет право это делать и если он хочет, чтобы это было по-настоящему, он никогда не будет оглашать свои методы проверки», - комментирует Андреевский.

Похожего мнения придерживается и политолог, директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.«Нужно понимать, что это – популистский, предвыборный, вредный закон. Выборы по открытым спискам и открытым источникам финансирования – лучшая люстрация», - заявил он. По словам эксперта, законопроект слишком сумбурный и хаотичный, а сами критерии люстрации слишком размыты.

Вадим Карасев утверждает, что главной проблемой является вездесущая коррупция, в которой замешаны как бывший коммунисты, кгбшники, так и националисты. «Посмотрите на истории со всякими Рудыками, «Пупсами» и «Свободами» с одной стороны и коломойскими с другой. И эти же люди занимаются люстрацией. Вероятно, они будут использовать закон против неугодных политических сил», - говорит политолог.

По мнению юриста Андреевского, двигателем реальных перемен в стране, в том числе обновления власти может стать лишь введение системы права и отмена системы интересов. «Право дано нам от природы - это наше внутреннее содержание. Все, что извне – это интересы. Право не меняется, меняются интересы. Тогда не будет конфликта между обществом и теми, кто незаконно обогатился и получил неограниченные возможности. Территория страны их интересует только как источник дохода и они не захотят менять систему», - говорит юрист.

Кроме того, Андреевский советует действовать по образцу западных стран, возвращаясь к национальной политической традиции. То есть, строя государство с низа, от общин, к более крупным объединениям и до политической верхушки. Такая система разрешит не только более эффективно отстаивать интересы общества, но и контролировать тех, кто движется по созданным социальным лифтам.

Карасев же советует действовать по четырем направлениям: назначить выборы по открытым спискам, ввести пропорциональную систему, открыть источники финансирования и бороться с коррупцией. В таком случае, по его словам, прибегать к искусственной люстрации не придется. «Проблема ведь не в людях, а в системе. У каждого есть какой-то грешок, потому что так работала система. Можно долюстрироваться до того, что некому работать будет. Безусловно, есть плохие люди, преступники – их нужно привлекать по криминальному законодательству. Вместо этого, сейчас занимаются политиканством перед выборами», - констатирует он. Политолог убежден, что нормальные институты и стимулы обеспечат обновление всей системы, в том числе политической элиты. Уберите незаконные источники финансирования, откройте их – не деньги будут определять, кого изберут, а другие факторы. Наведите порядок со СМИ, которые принадлежат, все мы знаем кому, и устраивают между собой медийные войны. Почему не люстрируют верхушку?», - говорит Карасев.

Но место для оптимизма все же есть. «Сейчас ситуация настолько накалилась, что есть противоборствующая этому сила. Так что, думаю, мы станем свидетелями изменений в достаточно близкой перспективе», - резюмирует Андреевский.

Стоит отметить, что для коллективного сознания очищение будет иметь и другой немаловажный эффект. Наконец появится возможность вывести из зоны серой морали темы преступлений коммунистического режима, развенчать всевозможные связанные с этим мифы, что позволит урегулировать вопросы осознания общего прошлого, исторической правды и определиться с системой ценностных координат и ориентиров. Это приведет к дополнительному сплочению в обществе и прекращению идеологической вражды, на которой умело играет наш восточный сосед.

В целом, необходимо помнить, как учил философ Ренан, что нация – это ежедневный плебисцит. Ценой несоизмеримых утрат мы постепенно отвоевываем свое государство. Худшее, что можно сделать в нынешних условиях – вернуться в кокон безразличия, апатии, абсентеизма. Если общество действительно стало на путь европеизации, люстрация, осуществления контроля над чиновниками, борьба с коррупцией – это еще один фронт, на котором нам всем предстоит сражаться ежедневно.

Анна Черевко, Главком

Комментарии
Последние записи в блогах

Уряд виділив 1,4 млрд грн на підтримку малих міст. Рішення про спрямування коштів на підтримку малих міст та селищ за рахунок субвенції з державного бюджету місцевим бюджетам на здійснення заходів щодо соціально-економічного розвитку окремих територій схвалили 10 липня.

Подробнее

З початку 2019 року 41,7 тисячі мешканців Дніпропетровської області надали до фіскальних органів декларації про майновий стан та доходи за 2018 рік. Загальна сума задекларованих ними доходів склала 4 млрд 246,5 млн гривень. Це на 1 млрд 453,4 млн грн. більше ніж минулого року.

До сплати за результатами декларування підлягає понад 101 млн грн податку на доходи фізичних осіб, що на 9,3 млн грн більше, ніж за аналогічний період минулого року. Сума військового збору до сплати складає 13,6 млн грн., що перевищує минулорічні показники на 1,4 млн гривень.

Повернення з бюджету у вигляді податкової знижки отримають 6315 громадян на загальну суму 13,4 млн гривень. Про це повідомив начальник управління податків і зборів з фізичних осіб ГУ ДФС у Дніпропетровській області Владислав Воінов.

Про одержані у 2018 році понад мільйонні статки повідомили 286 громадян Дніпропетровської області. Загальна сума їх минулорічного задекларованого доходу складає 2,6 млрд гривень.

 

Подробнее

5 липня Уряд виділив 400 млн грн на програми ремонту існуючих та будівництво нових спортивних комплексів при школах та 50-метрових та 25-метрових басейнів і оздоблення прилеглих територій. 10 липня  парламентський Комітет з питань бюджету погодив розподіл субвенції з державного бюджету територіальним громадам на спорудження спорткомплексів та басейнів.

Подробнее

З початку 2019 року органами ДФС у Дніпропетровській області та Дніпропетровською митницею ДФС забезпечено у бюджети всіх рівнів (без врахування Дніпропетровського управління офісу ВПП ДФС) 39 млрд 481,7 млн грн, що на 10 млрд 672,9 млн грн перевищує показник відповідного періоду минулого року. Про це повідомила в.о. начальника ГУ ДФС у Дніпропетровській області Ірина Сікіріна.

Так, до державного бюджету впродовж шести місяців 2019 року спрямовано 27 млрд 277,4 млн грн, що на 8 млрд. 17,3 млн грн (або на 41,6%) більше надходжень січня - червня минулого року.

До місцевих бюджетів за відповідний період забезпечено 12 млрд 204,3 млн гривень. Це на 2 млрд 655,6 млн грн (або на 27,8%) більше фактичних надходжень І півріччя 2018 року.

Єдиного внеску на загальнообов’язкове державне соціальне страхування у першій половині поточного року зібрано 7 млрд 758,7 млн грн, що перевищує минулорічні показники на 1 млрд 258,2 млн грн (або на 19,4%).

 

Подробнее
Голосование
Сможет ли Владимир Зеленский быть самостоятельным президентом?
Нет, не сможет
Да, сможет