Люстрации на грани чистки

20.08.2014 13:30

Со времен Майдана люстрация – один из самых животрепещущих вопросов. Согласно социологическим исследованиям, заинтересованность в очищении власти демонстрируют больше 70% украинцев. А вот процент заинтересованных в этом политиков обратно пропорционален. И если половина нардепов не была уличена в прямом сотрудничества с коммунистическим режимом или Януковичем, а так же в преступлениях против людей на Майдане, пункт о честных декларациях и коррупции, указанный в новом законе об очищении власти, не пройдет никто

Люстрация в постсоветских странах

Мировой опыт люстрации достаточно широк и разнообразен. Стоит обратиться к каноническим примерам, которыми являются наши ближайшие западные соседи. На постсоветском пространстве наиболее успешной считается модель люстрации по-чешски. Там, ради общего блага, была принесена жертва в 80 тыс. уволенных чиновников с пожизненным запретом работать на госслужбе или в СМИ. Чехия не только не побоялась отстранить от процессов управления государством старых маститых чиновников, но и пошла по принципу так называемой «позитивной дискриминации». Предпочтение на занятие тех или иных госдолжностей отдавалось новым, молодым, пусть и неопытным кандидатам. Известный дисидент, критик коммунистического режима, президент Чехии Вацлав Гавел изрек тогда часто повторяемую ныне фразу: «Лучше 5 лет ошибок, чем 50 лет саботажа».

По словам эксперта, не менее интересен и опыт послевоенной Франции, которая боролась с коллаборационистами. Тогда была введена совершенно новая идеология функционирования госаппарата. Власти проводили просветительскую работу среди чиновников, разъясняя, что означает служить обществу.

Похожие процессы в конце 80-х – начале 90-х прошли также в Польше, Эстонии, Литве, Латвии. После, о люстрации забыли почти на 20 лет, пока очиститься от разлагающих советских рудиментов не решилась другая страна, ранее входившая в соцлагерь – Грузия. В 2011 году был принят закон «Хартия свободы», который задекларировал проверку граждан страны по двум главным критериям: работа в спецслужбах СССР и принадлежность к верхушке Компартии Союза. Последней каплей и толчком для принятия такого акта стала российско-грузинская война, которая привела к территориальным потерям со стороны Грузии. Таким образом, в пункте «Цель закона» была прописана следующая формулировка: «предупреждение преступления направленного против государства, терроризма, преступления против основ безопасности государства, принятие превентивных мер по распространению советской и фашистской идеологии».

Ситуация в Украине

В Украине тема очищения власти обсуждалась давно. Но, как известно, никаких решительных шагов для того, чтобы избавиться от красных директоров и коммунистических номенклатурщиков не было. Провальной оказалась даже попытка запретить Коммунистическую партию в начале 90-х. Сейчас же этот вопрос обрел новое звучание и расширенную трактовку. Люстрация воспринимается украинским обществом как процесс очищения не только от миазмов советской системы, но и от представителей, рожденных во времена независимости Украины, олигархически-криминальных кланов, продажных милиционеров и коррупционеров всех масштабов.

В целом, предложенный парламентариями законопроект об очищении власти отвечает таким представлениям. Но он требует незамедлительного, а лучше одновременного, принятия целого ряда реформ. К примеру, ребром стоит вопрос об обновлении политической системы. Закон предполагает люстрацию всех, кто был замечен в каких либо нарушениях: взяточничестве, подделке деклараций о доходах, сотрудничестве с преступным режимом Януковича и т.д. Дальше встает вопрос, кто придет на смену этому политикам. Как минимум возникает необходимость в проведении парламентских выборов. По прогнозам, оные состоятся уже в конце октября. Демократизация избирательного процесса требует принятия нового закона о выборах, а в идеале Избирательного кодекса, который определит систему избирательного процесса: пропорциональную с открытыми или закрытыми списками, мажоритарную или смешанную. Поскольку общество заинтересовано в том, чтобы превалировало над партиями оно, а не олигархические боссы, необходимо задекларировать принципы финансирования партийных организаций.

Приблизительно такая же схема изменений правоохранительных органов. После очищения милиции, необходимо задуматься над тем, кто придет на новые места – нужна реформа МВД. То же касается СБУ и любых других государственных структур.

Несмотря на широкую поддержку в обществе вопроса люстрации, переходить к активному давлению на народных избранников люди не готовы. Акция в поддержку принятия закона, который должен дать начало проверке госслужащих всех уровней, собрала не более 1,5 тыс. участников. Объяснить данное явление можно несколькими факторами. Во-первых, дискуссия о механизмах и критериях люстрации в обществе так и не стала широкой. Однозначного мнения касательно люстрационного процесса: кто и как его должен воплощать - не существует. Во-вторых, текст проекта вызвал волну негативных отзывов со стороны экспертов и общественных деятелей. В-третьих, сработало элементарное недоверие – а судьи кто? Как обозначено в проекте, проверка чиновников будет осуществляться нынешними руководителями проверяемых структур или Центральной избирательной комиссией (состав которой не менялся со времен каденции Януковича), если речь идет о кандидате на какую-либо государственную должность. Окончательное решение относительно каждого объекта проверки принимает Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы. Кто будет координировать и контролировать «люстраторов» - неизвестно.

Несмотря на существование Люстрационного комитета, который за постреволюционный период так и не получил никаких реальных полномочий, роль общества в процессах проверки и отсеивания власть предержащих сведена до неразумного минимума. В каждую группу, осуществляющую проверку, может быть включен один представитель общественности. Механизма отбора этого человека нет. Ну и, напоследок, не стоит забывать о том, что обновление государственной системы – длительный процесс с определенным алгоритмом, включающим в себя целый комплекс действий, а не результат совершенного единожды действия. В то же время, проект обещает проведение очистки в фантастические строки – 3 месяца.

Вердикт экспертов

«Это не люстрация - это чистка, - считает юрист, експерт по вопросам люстрации, политолог Валерий Андреевский. – Такая логика действий была свойственна советской власти. Вместо люстрации – чистка, вместо права – интересы, вместо демократии – деспотия». По мнению эксперта, никакого очищения власти ждать не стоит. «Никого из нынешних парламентариев это не коснется. Кого посчитают нужным – почистят, кого нет – оставят. В число последних войдут те, кто имеет влияние и интерес, кому удалось произвести захват общественного мнения. Они получат те же условия и возможности».

Главной ошибкой власти, а также аргументом в пользу своего мнения эксперт считает гласность. «Если бы власть была действительно заинтересована в люстрации, она бы не кричала об этом на всех углах. Люстрация – это скрытая форма проверки. Суверен имеет право это делать и если он хочет, чтобы это было по-настоящему, он никогда не будет оглашать свои методы проверки», - комментирует Андреевский.

Похожего мнения придерживается и политолог, директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.«Нужно понимать, что это – популистский, предвыборный, вредный закон. Выборы по открытым спискам и открытым источникам финансирования – лучшая люстрация», - заявил он. По словам эксперта, законопроект слишком сумбурный и хаотичный, а сами критерии люстрации слишком размыты.

Вадим Карасев утверждает, что главной проблемой является вездесущая коррупция, в которой замешаны как бывший коммунисты, кгбшники, так и националисты. «Посмотрите на истории со всякими Рудыками, «Пупсами» и «Свободами» с одной стороны и коломойскими с другой. И эти же люди занимаются люстрацией. Вероятно, они будут использовать закон против неугодных политических сил», - говорит политолог.

По мнению юриста Андреевского, двигателем реальных перемен в стране, в том числе обновления власти может стать лишь введение системы права и отмена системы интересов. «Право дано нам от природы - это наше внутреннее содержание. Все, что извне – это интересы. Право не меняется, меняются интересы. Тогда не будет конфликта между обществом и теми, кто незаконно обогатился и получил неограниченные возможности. Территория страны их интересует только как источник дохода и они не захотят менять систему», - говорит юрист.

Кроме того, Андреевский советует действовать по образцу западных стран, возвращаясь к национальной политической традиции. То есть, строя государство с низа, от общин, к более крупным объединениям и до политической верхушки. Такая система разрешит не только более эффективно отстаивать интересы общества, но и контролировать тех, кто движется по созданным социальным лифтам.

Карасев же советует действовать по четырем направлениям: назначить выборы по открытым спискам, ввести пропорциональную систему, открыть источники финансирования и бороться с коррупцией. В таком случае, по его словам, прибегать к искусственной люстрации не придется. «Проблема ведь не в людях, а в системе. У каждого есть какой-то грешок, потому что так работала система. Можно долюстрироваться до того, что некому работать будет. Безусловно, есть плохие люди, преступники – их нужно привлекать по криминальному законодательству. Вместо этого, сейчас занимаются политиканством перед выборами», - констатирует он. Политолог убежден, что нормальные институты и стимулы обеспечат обновление всей системы, в том числе политической элиты. Уберите незаконные источники финансирования, откройте их – не деньги будут определять, кого изберут, а другие факторы. Наведите порядок со СМИ, которые принадлежат, все мы знаем кому, и устраивают между собой медийные войны. Почему не люстрируют верхушку?», - говорит Карасев.

Но место для оптимизма все же есть. «Сейчас ситуация настолько накалилась, что есть противоборствующая этому сила. Так что, думаю, мы станем свидетелями изменений в достаточно близкой перспективе», - резюмирует Андреевский.

Стоит отметить, что для коллективного сознания очищение будет иметь и другой немаловажный эффект. Наконец появится возможность вывести из зоны серой морали темы преступлений коммунистического режима, развенчать всевозможные связанные с этим мифы, что позволит урегулировать вопросы осознания общего прошлого, исторической правды и определиться с системой ценностных координат и ориентиров. Это приведет к дополнительному сплочению в обществе и прекращению идеологической вражды, на которой умело играет наш восточный сосед.

В целом, необходимо помнить, как учил философ Ренан, что нация – это ежедневный плебисцит. Ценой несоизмеримых утрат мы постепенно отвоевываем свое государство. Худшее, что можно сделать в нынешних условиях – вернуться в кокон безразличия, апатии, абсентеизма. Если общество действительно стало на путь европеизации, люстрация, осуществления контроля над чиновниками, борьба с коррупцией – это еще один фронт, на котором нам всем предстоит сражаться ежедневно.

Анна Черевко, Главком

Комментарии
Последние записи в блогах

Західно-Донбаське управління Головного управління ДФС у Дніпропетровській області звертає увагу платників ПДВ, що розрахунки з бюджетом у системі електронного адміністрування ПДВ здійснюються з рахунків, відкритих платникам податків в системі електронного адміністрування ПДВ, крім випадку, передбаченого абзацом другим п. 87.1 ст. 87 Податкового кодексу України (далі – ПКУ).

Норми встановлені п. 200¹.2 ст. 200¹ ПКУ.

Механізм проведення розрахунків з бюджетом з використанням електронних рахунків визначено Порядком електронного адміністрування податку на додану вартість, затвердженого постановою Кабінету Міністрів України від 16 жовтня 2014 року № 569 із змінами і доповненнями (далі – Порядок № 569).

Зокрема, п. 20 Порядку № 569 передбачено, що у разі подання платником ПДВ уточнюючих розрахунків до податкових декларацій з ПДВ за попередні звітні (податкові) періоди, які передбачають збільшення податкових зобов’язань з ПДВ, що підлягають перерахуванню до бюджету, для перерахування таких зобов’язань до бюджету ДФС не пізніше наступного робочого дня подання таких уточнюючих розрахунків надсилає Державній казначейській службі України   (далі – Казначейство) реєстр платників ПДВ, в якому зазначаються, зокрема суми ПДВ, що підлягають перерахуванню до бюджету.

На підставі такого реєстру Казначейство перераховує суми ПДВ до бюджету.

При цьому, п. 25 Порядку № 569 передбачено, що сплата податкових зобов’язань, визначених контролюючим органом відповідно до підпунктів 54.3.1, 54.3.2, 54.3.5 та 54.3.6 п. 54.3 ст. 54 ПКУ, та сплата передбачених ПКУ штрафних санкцій і пені здійснюються платником ПДВ з поточного рахунка до відповідного бюджету.

У разі подання уточнюючих розрахунків до податкової звітності з ПДВ, які передбачають збільшення податкових зобов’язань з ПДВ, платники ПДВ повинні необхідну суму, що підлягає перерахуванню до бюджету, сплатити на електронний рахунок.

Водночас, сума штрафних санкцій та пені у разі подання уточнюючого розрахунку до податкової декларації з ПДВ; податкові зобов’язання, визначені контролюючим органом відповідно до підпунктів 54.3.1, 54.3.2, 54.3.5 та 54.3.6    п. 54.3 ст. 54 ПКУ, а також нарахована контролюючим органом штрафна санкція та пеня сплачуються до бюджету з поточного рахунка.

 

Подробнее

Західно-Донбаське управління Головного управління ДФС у Дніпропетровській області нагадує, що нормами п. 43 підрозділу 4 розділу ХХ «Перехідні положення» Податкового кодексу України (далі – ПКУ) визначено: платники податку на прибуток підприємств під час розрахунку амортизації за прямолінійним методом щодо основних засобів четвертої групи «Машини та обладнання» можуть використовувати починаючи з 01 січня 2017 року мінімально допустимий строк амортизації, який дорівнює два роки, якщо витрати на придбання таких основних засобів понесені (нараховані) платником податків після 01 січня 2017 року та у разі, якщо для таких основних засобів одночасно виконуються вимоги:

► основні засоби не були введені в експлуатацію та не використовувалися на території України;

► основні засоби введені в експлуатацію у межах одного з податкових (звітних) періодів з 01 січня 2017 року по 31 грудня 2019 року;

► основні засоби використовуються у власній господарській діяльності та не продаються або не надаються в оренду іншим особам (за виключенням платників податків, основним видом діяльності яких є послуги з надання в оренду майна).

Під час застосування положень п. 43 підрозділу 4 розділу XX ПКУ норми п. 138.3 «Порядок розрахунку амортизації основних засобів або нематеріальних активів для визначення об’єкта оподаткування» ст. 138 «Різниці, які виникають при нарахуванні амортизації необоротних активів» ПКУ не застосовуються у частині нарахування амортизації відповідно до встановлених мінімально допустимих строків амортизації основних засобів.

 

Подробнее

За п’ять місяців поточного року ГУ ДФС у Дніпропетровській області видано 5796 ліцензій на право роздрібної торгівлі алкогольними та тютюновими виробами. Загалом, станом на 1 червня в області діє 14432 ліцензії по 4816 суб’єктах господарювання.

Крім того, ведеться систематичний контроль за своєчасністю щоквартальної сплати суб’єктами господарювання за ліцензії на право роздрібної торгівлі. В результаті, з початку року призупинено дію 1136 ліцензій за несвоєчасну сплату чергового платежу.

«Слід зазначити, що з початку поточного року, за порушення законодавства в частині продажу алкогольних та тютюнових виробів було анульовано 969 ліцензій, у тому числі 39 ліцензій за порушення законодавства в частині продажу зазначених товарів особам, які не досягли 18 років», - повідомив начальник управління контролю за обігом та оподаткуванням підакцизних товарів ГУ ДФС у Дніпропетровській області Денис Дегтярьов.

 

Подробнее

Західно_Донбаське управління Головного управління ДФС у Дніпропетровській області інформує, що 14.06.2019 набрала чинності постанова Правління Національного банку України від 13 червня 2019 року № 77 «Про внесення змін до деяких нормативно-правових актів Національного банку України» (далі – Постанова НБУ № 77).

Постановою НБУ № 77 розділ IV Положення про здійснення операцій із валютними цінностями, затвердженого постановою Правління Національного банку України від 02 січня 2019 року № 2 (зі змінами) (далі – Положення), доповнено новим пунктом 32¹ такого змісту:

«Суб’єкти господарювання-резиденти (юридичні особи та фізичні особи-підприємці) мають право здійснювати розрахунки за зовнішньоекономічним договором (контрактом, угодою, іншим документом, що застосовується в міжнародній практиці та може вважатися договором) з експорту/імпорту товарів за допомогою електронного платіжного засобу, якщо операція за одним таким договором в один операційний день не перевищує незначний розмір».

Довідково: незначний розмір валютної операції (незначний розмір) – розмір валютної операції (в еквіваленті за офіційним курсом гривні до іноземних валют, установленим НБУ на дату здійснення операції), який є меншим за розмір, установлений для фінансових операцій, які підлягають обов’язковому фінансовому моніторингу згідно із законодавством у сфері запобігання та протидії легалізації (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом, фінансуванню тероризму та фінансуванню розповсюдження зброї масового знищення (п.п. 2 п. 2 розділу І Положення).

Постанову НБУ № 77 розміщено на сторінці офіційного  інтернет-представництва НБУ 13.06.2019 за посиланням:  https://bank.gov.ua/document/download?docId=96815443

 

 

 

Подробнее
Голосование
Сможет ли Владимир Зеленский быть самостоятельным президентом?
Нет, не сможет
Да, сможет