Люстрации на грани чистки

20.08.2014 13:30

Со времен Майдана люстрация – один из самых животрепещущих вопросов. Согласно социологическим исследованиям, заинтересованность в очищении власти демонстрируют больше 70% украинцев. А вот процент заинтересованных в этом политиков обратно пропорционален. И если половина нардепов не была уличена в прямом сотрудничества с коммунистическим режимом или Януковичем, а так же в преступлениях против людей на Майдане, пункт о честных декларациях и коррупции, указанный в новом законе об очищении власти, не пройдет никто

Люстрация в постсоветских странах

Мировой опыт люстрации достаточно широк и разнообразен. Стоит обратиться к каноническим примерам, которыми являются наши ближайшие западные соседи. На постсоветском пространстве наиболее успешной считается модель люстрации по-чешски. Там, ради общего блага, была принесена жертва в 80 тыс. уволенных чиновников с пожизненным запретом работать на госслужбе или в СМИ. Чехия не только не побоялась отстранить от процессов управления государством старых маститых чиновников, но и пошла по принципу так называемой «позитивной дискриминации». Предпочтение на занятие тех или иных госдолжностей отдавалось новым, молодым, пусть и неопытным кандидатам. Известный дисидент, критик коммунистического режима, президент Чехии Вацлав Гавел изрек тогда часто повторяемую ныне фразу: «Лучше 5 лет ошибок, чем 50 лет саботажа».

По словам эксперта, не менее интересен и опыт послевоенной Франции, которая боролась с коллаборационистами. Тогда была введена совершенно новая идеология функционирования госаппарата. Власти проводили просветительскую работу среди чиновников, разъясняя, что означает служить обществу.

Похожие процессы в конце 80-х – начале 90-х прошли также в Польше, Эстонии, Литве, Латвии. После, о люстрации забыли почти на 20 лет, пока очиститься от разлагающих советских рудиментов не решилась другая страна, ранее входившая в соцлагерь – Грузия. В 2011 году был принят закон «Хартия свободы», который задекларировал проверку граждан страны по двум главным критериям: работа в спецслужбах СССР и принадлежность к верхушке Компартии Союза. Последней каплей и толчком для принятия такого акта стала российско-грузинская война, которая привела к территориальным потерям со стороны Грузии. Таким образом, в пункте «Цель закона» была прописана следующая формулировка: «предупреждение преступления направленного против государства, терроризма, преступления против основ безопасности государства, принятие превентивных мер по распространению советской и фашистской идеологии».

Ситуация в Украине

В Украине тема очищения власти обсуждалась давно. Но, как известно, никаких решительных шагов для того, чтобы избавиться от красных директоров и коммунистических номенклатурщиков не было. Провальной оказалась даже попытка запретить Коммунистическую партию в начале 90-х. Сейчас же этот вопрос обрел новое звучание и расширенную трактовку. Люстрация воспринимается украинским обществом как процесс очищения не только от миазмов советской системы, но и от представителей, рожденных во времена независимости Украины, олигархически-криминальных кланов, продажных милиционеров и коррупционеров всех масштабов.

В целом, предложенный парламентариями законопроект об очищении власти отвечает таким представлениям. Но он требует незамедлительного, а лучше одновременного, принятия целого ряда реформ. К примеру, ребром стоит вопрос об обновлении политической системы. Закон предполагает люстрацию всех, кто был замечен в каких либо нарушениях: взяточничестве, подделке деклараций о доходах, сотрудничестве с преступным режимом Януковича и т.д. Дальше встает вопрос, кто придет на смену этому политикам. Как минимум возникает необходимость в проведении парламентских выборов. По прогнозам, оные состоятся уже в конце октября. Демократизация избирательного процесса требует принятия нового закона о выборах, а в идеале Избирательного кодекса, который определит систему избирательного процесса: пропорциональную с открытыми или закрытыми списками, мажоритарную или смешанную. Поскольку общество заинтересовано в том, чтобы превалировало над партиями оно, а не олигархические боссы, необходимо задекларировать принципы финансирования партийных организаций.

Приблизительно такая же схема изменений правоохранительных органов. После очищения милиции, необходимо задуматься над тем, кто придет на новые места – нужна реформа МВД. То же касается СБУ и любых других государственных структур.

Несмотря на широкую поддержку в обществе вопроса люстрации, переходить к активному давлению на народных избранников люди не готовы. Акция в поддержку принятия закона, который должен дать начало проверке госслужащих всех уровней, собрала не более 1,5 тыс. участников. Объяснить данное явление можно несколькими факторами. Во-первых, дискуссия о механизмах и критериях люстрации в обществе так и не стала широкой. Однозначного мнения касательно люстрационного процесса: кто и как его должен воплощать - не существует. Во-вторых, текст проекта вызвал волну негативных отзывов со стороны экспертов и общественных деятелей. В-третьих, сработало элементарное недоверие – а судьи кто? Как обозначено в проекте, проверка чиновников будет осуществляться нынешними руководителями проверяемых структур или Центральной избирательной комиссией (состав которой не менялся со времен каденции Януковича), если речь идет о кандидате на какую-либо государственную должность. Окончательное решение относительно каждого объекта проверки принимает Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы. Кто будет координировать и контролировать «люстраторов» - неизвестно.

Несмотря на существование Люстрационного комитета, который за постреволюционный период так и не получил никаких реальных полномочий, роль общества в процессах проверки и отсеивания власть предержащих сведена до неразумного минимума. В каждую группу, осуществляющую проверку, может быть включен один представитель общественности. Механизма отбора этого человека нет. Ну и, напоследок, не стоит забывать о том, что обновление государственной системы – длительный процесс с определенным алгоритмом, включающим в себя целый комплекс действий, а не результат совершенного единожды действия. В то же время, проект обещает проведение очистки в фантастические строки – 3 месяца.

Вердикт экспертов

«Это не люстрация - это чистка, - считает юрист, експерт по вопросам люстрации, политолог Валерий Андреевский. – Такая логика действий была свойственна советской власти. Вместо люстрации – чистка, вместо права – интересы, вместо демократии – деспотия». По мнению эксперта, никакого очищения власти ждать не стоит. «Никого из нынешних парламентариев это не коснется. Кого посчитают нужным – почистят, кого нет – оставят. В число последних войдут те, кто имеет влияние и интерес, кому удалось произвести захват общественного мнения. Они получат те же условия и возможности».

Главной ошибкой власти, а также аргументом в пользу своего мнения эксперт считает гласность. «Если бы власть была действительно заинтересована в люстрации, она бы не кричала об этом на всех углах. Люстрация – это скрытая форма проверки. Суверен имеет право это делать и если он хочет, чтобы это было по-настоящему, он никогда не будет оглашать свои методы проверки», - комментирует Андреевский.

Похожего мнения придерживается и политолог, директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.«Нужно понимать, что это – популистский, предвыборный, вредный закон. Выборы по открытым спискам и открытым источникам финансирования – лучшая люстрация», - заявил он. По словам эксперта, законопроект слишком сумбурный и хаотичный, а сами критерии люстрации слишком размыты.

Вадим Карасев утверждает, что главной проблемой является вездесущая коррупция, в которой замешаны как бывший коммунисты, кгбшники, так и националисты. «Посмотрите на истории со всякими Рудыками, «Пупсами» и «Свободами» с одной стороны и коломойскими с другой. И эти же люди занимаются люстрацией. Вероятно, они будут использовать закон против неугодных политических сил», - говорит политолог.

По мнению юриста Андреевского, двигателем реальных перемен в стране, в том числе обновления власти может стать лишь введение системы права и отмена системы интересов. «Право дано нам от природы - это наше внутреннее содержание. Все, что извне – это интересы. Право не меняется, меняются интересы. Тогда не будет конфликта между обществом и теми, кто незаконно обогатился и получил неограниченные возможности. Территория страны их интересует только как источник дохода и они не захотят менять систему», - говорит юрист.

Кроме того, Андреевский советует действовать по образцу западных стран, возвращаясь к национальной политической традиции. То есть, строя государство с низа, от общин, к более крупным объединениям и до политической верхушки. Такая система разрешит не только более эффективно отстаивать интересы общества, но и контролировать тех, кто движется по созданным социальным лифтам.

Карасев же советует действовать по четырем направлениям: назначить выборы по открытым спискам, ввести пропорциональную систему, открыть источники финансирования и бороться с коррупцией. В таком случае, по его словам, прибегать к искусственной люстрации не придется. «Проблема ведь не в людях, а в системе. У каждого есть какой-то грешок, потому что так работала система. Можно долюстрироваться до того, что некому работать будет. Безусловно, есть плохие люди, преступники – их нужно привлекать по криминальному законодательству. Вместо этого, сейчас занимаются политиканством перед выборами», - констатирует он. Политолог убежден, что нормальные институты и стимулы обеспечат обновление всей системы, в том числе политической элиты. Уберите незаконные источники финансирования, откройте их – не деньги будут определять, кого изберут, а другие факторы. Наведите порядок со СМИ, которые принадлежат, все мы знаем кому, и устраивают между собой медийные войны. Почему не люстрируют верхушку?», - говорит Карасев.

Но место для оптимизма все же есть. «Сейчас ситуация настолько накалилась, что есть противоборствующая этому сила. Так что, думаю, мы станем свидетелями изменений в достаточно близкой перспективе», - резюмирует Андреевский.

Стоит отметить, что для коллективного сознания очищение будет иметь и другой немаловажный эффект. Наконец появится возможность вывести из зоны серой морали темы преступлений коммунистического режима, развенчать всевозможные связанные с этим мифы, что позволит урегулировать вопросы осознания общего прошлого, исторической правды и определиться с системой ценностных координат и ориентиров. Это приведет к дополнительному сплочению в обществе и прекращению идеологической вражды, на которой умело играет наш восточный сосед.

В целом, необходимо помнить, как учил философ Ренан, что нация – это ежедневный плебисцит. Ценой несоизмеримых утрат мы постепенно отвоевываем свое государство. Худшее, что можно сделать в нынешних условиях – вернуться в кокон безразличия, апатии, абсентеизма. Если общество действительно стало на путь европеизации, люстрация, осуществления контроля над чиновниками, борьба с коррупцией – это еще один фронт, на котором нам всем предстоит сражаться ежедневно.

Анна Черевко, Главком

Комментарии
Последние записи в блогах

У Києві розпочалася дводенна франко-українсько-польська конференція з питань співробітництва між органами місцевого самоврядування на тему «Стратегія розвитку Східного партнерства 2020». Захід організовано Асоціацією міст України, Французькою асоціацією Ради європейських муніципалітетів, Міністерством закордонних справ Франції, Асоціацією польських міст та проектом PLATFORMA у співпраці з Посольством Франції в Україні. Конференція проходить в рамках реалізації Меморандуму про взаєморозуміння між АМУ, Французькою асоціацією Ради європейських муніципалітетів та регіонів і Асоціацією польських міст.

Подробнее

Станом на перше квітня 2019 року на території області діє 13531 ліцензія на право роздрібної торгівлі алкогольними напоями та тютюновими виробами, з яких: 7273 ліцензії на алкоголь та 6258 - на тютюн, отриманих 5819 суб’єктами господарювання. Про це повідомив начальник управління контролю за обігом та оподаткуванням підакцизних товарів ГУ ДФС у Дніпропетровській області Денис Дегтярьов.

У першому кварталі поточного року місцева казна Дніпропетровської області поповнилася на 21 млн. 178,7 тис. грн.. від плати за ліцензії на право торгівлі алкогольними напоями і тютюновими виробами, з яких 15 млн. 128,7 тис. грн. - від ліцензування роздрібної торгівлі.

В той же час, впродовж січня – березня 2019 року призупинено дію  657 ліцензій за несвоєчасну сплату чергового платежу, анульовано 593 ліцензії, з яких 18 - за порушення законодавства у частині продажу неповнолітнім особам алкогольних напоїв (7 ліцензій) та тютюнових виробів (11 ліцензій).

 

Подробнее

«Сьогодні головним принципом контрольно - перевірочної роботи фіскальних органів є вибірковість контролю на основі оцінки та опрацювання ризиків в діяльності платника, що цілком відповідає міжнародній практиці та дає змогу значно зменшити тиск на сумлінних платників, а також зосередити увагу фіскальних органів на ризикових платниках», - зазначив заступник начальника ГУ ДФС у Дніпропетровській області Дмитро Мельник.

Так, протягом І кварталу 2019 року підрозділами аудиту ГУ ДФС у Дніпропетровській області проведено 444 документальні перевірки юридичних осіб, за результатами яких до бюджету надійшло 97,2 млн грн грошових зобов’язань, Це на 88 млн грн більше ніж у січні - березні минулого року.

Також, при зниженні у І кварталі поточного року кількості проведених фактичних перевірок суб’єктів господарювання, які використовують РРО, у порівнянні з відповідним періодом минулого року (101 проти 112), до бюджету надійшло фінансових санкцій в 1,8 разів більше (236 тис.грн проти 128 тис.грн).

 

Подробнее

За оперативними даними у поточному році фізичним особам – власникам об'єктів нерухомості сформовано близько 377 тис. податкових повідомлень-рішень з податку на нерухоме майно, відмінне від земельної ділянки, що на 23 тис. більше аналогічного періоду минулого року.

До сплати визначено податку на загальну суму понад 397 млн грн, що більше аналогічного періоду минулого року на 134 млн грн.

Про це повідомив начальник відділу адміністрування податку на нерухоме майно фізичних осіб, відмінне від земельної ділянки, Департаменту податків і зборів з фізичних осіб ДФС Володимир Гуцуляк.

За його словами, найбільші суми нарахувань податку обліковуються по ГУ ДФС у Дніпропетровській – 56 млн грн, Київській – 52 млн грн, Львівській – 28 млн грн, Донецькій – 25 млн грн областях та м. Києві – 32 млн гривень.

Станом на 10 квітня  поточного року громадянами вже сплачено до місцевих бюджетів 107 млн грн. податку на нерухомість, що більше аналогічного періоду минулого року на 45 млн гривень.

«Нагадаю, що фізичними особами податок сплачується протягом 60 днів з моменту вручення податкового повідомлення-рішення», – зазначив Володимир Гуцуляк.

Посадовець також нагадав, що цього року податок на нерухомість платники сплачують за 2018 рік за ставками, які були законодавчо визначені у цей період.

Так, податок нараховується на загальну площу об'єкта житлової та нежитлової нерухомості, в тому числі їх часток. Ставки податку встановлювалися рішеннями місцевих рад.

При цьому пільгові розміри майна, на які не застосовується ставка податку, складають:

для квартири/квартир незалежно від їх кількості - 60 кв. метрів;

для житлового будинку/будинків незалежно від їх кількості - 120 кв. метрів;

для різних типів об'єктів житлової нерухомості, в тому числі їх часток (у разі одночасного перебування у власності платника податку квартири/квартир та житлового будинку/будинків, у тому числі їх часток), - 180 кв. метрів.

 

Подробнее
Голосование
Сможет ли Владимир Зеленский быть самостоятельным президентом?
Нет, не сможет
Да, сможет