Інтернет-видання «Дніпро.Головне»

Куда можно улететь из Днепропетровска

Сегодня днепропетровцы имеют возможность летать на турецкие курорты из Днепропетровского аэропорта, но скоро, возможно, придется делать круг. «Днеправиа» могут перестать пускать в Турцию. Почему?
Об этом сообщает Интернет-издание «ДНЕПР. ГЛАВНОЕ» со ссылкой zabeba.li.
Два последних года для авиаперевозчиков, работающих в Украине, были провальными. За 2014-2015 гг. авиакомпании потеряли более 20% пассажиров на внутренних и немного меньше на международных авиалиниях. Примерно такое же было зафиксировано сокращение грузоперевозок.Но сейчас популярность авиаперелетов постепенно восстанавливается. По данным Госавиааслужбы Украины, по итогам первого квартала 2016 года, внутренними авиалиниями воспользовалось 1 млн 281 тыс. пассажиров (на 13,4% больше, чем год назад). Международным рейсами — 1 млн 101 тыс. (на 8,7% больше).
Пассажиропоток через украинские аэропорты вырос на 9% до 2,187 млн пассажиров. Возрастает и конкуренция за пассажиров между авиакомпаниями.
Среди украинских аэропортов Днепропетровский по пассажирским перевозкам занимает 6-е место. Доля МА «Днепропетровск» в общем объеме перевезенных пассажиров — 3,2%, уступает «Борисполю» (68%), «Жулянам» (8,8%), а также аэропортам Одессы (8,9%), Львова (5,3%) и Харькова (3,5%).
Уже эти цифры наглядно показывают, что большинство международных перелетов днепропетровцы совершают через «Борисполь».
Такая ситуация сохранится до тех пор, пока авиакомпаниям не станет выгодно расширять географию и наращивать периодичность рейсов. А произойдет это не раньше, чем авиаперелеты сравнятся по стоимости с авто- или ж/д перевозками, т.е. никогда. В настоящее время стоимость перелета в Киев стартует от 1,5 тыс. грн. Или же более-менее регулярные полеты окажутся по карману не считанным процентам жителей страны, а хотя бы среднему классу.
dnepropetrovsk
Впрочем, и сейчас добраться из Днепропетровска в Киев по воздуху можно каждый день «Международными авиалиниями Украины» (МАУ). Эта же авиакомпания ежедневно, кроме пятницы, летает в Тель-Авив.
Давно налажено почти ежедневное сообщение с Веной — «Австрийскими авиалиниями».
Местная «Днеправиа» практически ежедневно два раза в день летает в «Борисполь», ежедневно — в Стамбул, и один-два раза в неделю — во Львов, Тбилиси, Батуми и болгарский Бургас.

Сообщение с Шарм-эль-Шейхом (ОАЭ). Антальей, Ларнакой (Кипр), черногорским Тиватом и албанской Тираной застолбила за собой авиакомпания «Роза ветров».
Долететь в Салоники можно по субботам — самолетом греческой Ellin Air.
На прошлой неделе на онлайн-табло Днепропетровского аэропорта значились также рейсы в Киев голландских королевских авиалиний KLM (Koninklijke Luchtvaart Maatschappij).
У пассажиров был выбор: лететь в Стамбул рейсом — «Днеправиа» или же Turkish Airlines.
Однако турецкая авиакомпания все же повременит с открытием днепропетровских рейсов.
В минувшую субботу украинские интернет-порталы, связанные с авиацией, распространили информацию о том, что аэропорт «Днепропетровск» не сможет обслуживать рейсы Turkish Airlines.

Сначала Днепропетровский аэропорт отказался обслуживать дневные рейсы турецкой авиакомпании, и предложил их перенести на вечернее время. А после того, как Turkish Airlinesсогласилась и на это, получила окончательный отказ.
В Госавиаслужбе Украины эту информацию подтвердили без указания причин. В администрации аэропорта также не склонны раскрывать все детали. Комментарии на этот счет ограничились ссылкой на то, что проблема с выполнением рейсов Turkish Airlines Днепропетровск — Стамбул и обратно «не связана с аэропортом, а лежит в плоскости отношений авиационных властей Украины и Турции».
Между тем все украинские авиакомпании, обслуживаемые днепропетровским аэропортом, прямо принадлежат Игорю Коломойскому и Геннадию Боголюбову либо координируют свою деятельность с его авиаторами.
Базовая днепропетровская авиакомпания ПАО «Днеправиа» была приватизирована в 2009 году, связанной с владельцами «ПриватБанка» компанией «Галтера».
«Роза ветров» ранее входила в альянс «Украинская авиагруппа», представленный авиакомпаниями «Аэросвит», «Донбассаэро» и «Днеправиа», также принадлежащих «Привату».
После банкротства «Аэросвита» и «Донбассаэро» основной авиакомпанией бывшего днепропетровского губернатора стала АК «Международные авиалинии Украины» (МАУ).
Одно время ходило много слухов, кто именно является бенефициаром МАУ. Но в 2015 году глава наблюдательного совета МАУ Арон Майберг подтвердил, что Игорь Коломойский является одним из ее конечных владельцев.
Поэтому отказ аэропорта «Днепропетровск» обслуживать Turkish Airlines — это, прежде всего, конфликт владельцев «ПриватБанка» с крупнейшей турецкой авиакомпанией, 49% акций которой принадлежит турецким властям, а 51% — частным лицам.
Если смотреть на ситуацию шире, то Turkish Airlines входит в старейший мировой альянс авиакомпаний Star Alliance, главенствующую роль в котором играет немецкая Lufthansa.
Однако 10 лет назад у г-на Коломойского уже был конфликт с немецкой авиакомпанией, когда Lufthansa получила в Днепропетровске отказ на обслуживание рейсов из Франкфурта-на-Майне. Хотя и имела разрешение, выданное украинскими властями.
В качестве ответного шага власти ФРГ запретили «Днеправиа» летать в Берлин и Франкфурт.
С тех пор Lufthansa открыла для себя «Борисполь» и «Львов», но продолжает игнорировать Днепропетровск.

По такому же сценарию может развиваться и конфликт с «Турецкими авиалиниями».
Демарш администрации аэропорта «Днепропетровск» ставит в заведомо выигрышное положение «Днеправиа», которая будет в одиночку обслуживать стамбульское направление. Хотя турки могли бы делать это не хуже днепропетровских авиаторов, с большим комфортом и, возможно, дешевле.
Существующие отношения между авиаадминистрациями заключаются в том, что страны договариваются о равном количестве рейсов между аэропортами.
«Турецкие авиалинии» планировали летать в Днепропетровск и обратно 5 раз в неделю, а затем довести количество рейсов до 7 в неделю.
«Днеправиа» ежедневно летает в Стамбул в 12.40 и возвращается обратно в 17.40.
Чтобы урегулировать конфликт, украинские власти как минимум должны предложить «Турецким авиалиниям» достойную компенсацию, увеличив слоты на других направлениях.
Если же этого не будет сделано, «Днеправиа» может получить такой же от ворот поворот в Стамбуле, а днепропетровским пассажирам, чтобы долететь в столицу Турции, придется делать дополнительный перелет или поездку в Киев.
Такие неудобства будут как минимум до того, пока украинские власти не введут режим «открытого неба», позволяющий иностранным перевозчикам самостоятельно выбирать для себя количество и регулярность полетов в аэропорты нашей страны, а также право на самостоятельное обслуживание в аэропортах своих самолетов.
Аналогичные права получили бы и украинские авиакомпании за границей.
Такой режим уже действует в отношении США. Италия недавно открыла свое небо для украинских авиакомпаний. Но когда дело дойдет до Турции, не известно.
Поэтому все идет к тому, что авиасообщение между Днепропетровском и Стамбулом может быть нарушено, а днепропетровских туристов и турецких гостей Днепропетровска ждут дополнительные сложности и ненужные хлопоты.