Как Украину топят в долгах?

30.10.2018 15:00   -
Автор:

Размещение государственных облигаций Украины на 2 млрд долл. под 9-9,75% годовых, проведенное 25 октября, противоречит целям официально утвержденной правительственной стратегии по снижению долговой нагрузки на экономику и госбюджет.
Об этом пишет “АНТИКОР“, сообщает Интернеет-издание “ДНЕПР. ГЛАВНОЕ“.
Это также идет в разрез с обещаниями премьера Владимира Гройсмана вытащить страну из долговой ямы и облегчить положение украинцев, которым предстоит из своего кармана возвращать эти долги – которые брали не они.
Хуже Африки
Сравнения Украины с отсталыми африканскими странами после нескольких лет успешных “реформ” уже никого не шокируют. По данным из открытых источников, в текущем году украинские бумаги оказались самыми дорогими на финансовом рынке. Дешевле всех удалось занять Польше: она продала инвесторам свои облигации на 1 млрд евро под 1,125% годовых. Вернуть долг предстоит через 8 лет.
Российская Федерация смогла занять 1,5 млрд долл. на 11 лет под 4,625%, Турция – 2 млрд долл. под 6,125%, Аргентина – 1 млрд под 6,625%, Доминикана – 1,3 млрд долл. под 6%, Эквадор – 3 млрд долл. под 7,875% (все выпуски облигаций со сроком обращения 10 лет). Африканская республика Гана заняла 1 млрд долл. на 31 год под 8,627%.
Процентная ставка в данном случае – это оценка кредиторами состояния экономики страны-заемщика и ее платежеспособности. Все просто: чем сильнее экономика, тем выше платежеспособность. А значит, больше шансов у инвесторов вернуть деньги, которые они дают в долг. И тем ниже процентная ставка по займу. Поскольку проценты – плата кредиторам за их риск.
Получается, что в глазах зарубежных банкиров, принимающих решение о покупке тех или иных ценных бумаг, Украина гораздо более проблемный и рискованный заемщик, чем Эквадор и даже Доминикана с Ганой. Также очевидно, что инвесторов не впечатлила новость о новой кредитной программе для Украины на 3,9 млрд долл. от Международного валютного фонда, о которой стало известно 9 октября.
В. Гройсман ранее пояснял, что новый кредит МВФ поможет получить другие внешние займы на более выгодных условиях. Однако итоги нынешнего размещения, проведенного Минфином Украины, показывают, что кредиторам известна поговорка “обещать – не значит жениться”. Или какие-то ее аналоги в англоязычном варианте. Ведь, во-первых, новая программа еще не утверждена советом директоров МВФ. Это будет сделано только после повышения украинцам тарифов на отопление – вслед за ценой газа.
А во-вторых, ранее неоднократно случались прецеденты, когда предусмотреные в программе кредитные транши не выделялись из-за невыполнения официальным Киевом условий МВФ. Т.е. в случае с Украиной даже наличие действующей программы теперь не рассматривается западными финансистами как некий “якорь”, гарантирующий ненаступление дефолта.
Для сравнения: в сентябре 2017 г. правительству В.Гройсмана удалось занять 2 млрд долл. путем выпуска облигаций под 7,375% на 15 лет. Сейчас же 1,25 млрд долл. взято на 10 лет под 9%, а 750 млн долл. на 5 лет под “космические” 9,75%. Т.е. если годом ранее нынешние украинские власти тоже занимали недешево, то сейчас сказать, что они взяли дорогие деньги – это значит ничего не сказать.
Стоит отметить, что и займы на внутреннем рынке капитала в последнее время существенно подорожали. Так, 8 октября Минфин занял 2,772 млрд грн. в эквиваленте путем размещения долларовых облигаций под 7% – хотя ранее отказывался продавать их дороже, чем под 5,95%. Далее 10 октября валютные облигации внутреннего госзайма размещались уже под 7,5%. Но и это гораздо меньше, чем сейчас предложили зарубежные инвесторы.
Ошибка ценой в 400 млн долл
Конечно, у В. Гройсмана и главы Минфина с приставкой “и.о.” Оксаны Маркаровой была возможность отказаться от размещения ценных бумаг на таких безумных условиях. Ведь они прекрасно понимают последствия. Ведь не далее как 22 августа В. Гройсман заявлял на заседании Кабинета министров, что повысить пенсии и зарплаты в стране власти не могут из-за больших расходов госбюджета по обслуживанию внешнего долга.
“С 2005 по 2013 год всех украинцев завели в абсолютную зависимость перед внешними и внутренними кредиторами в виде государственного долга, который является чрезвычайно тяжелым бременем для национальной экономики, а самое главное – для каждого гражданина. И именно этот долг сдерживает нас в том, чтобы быстро повышать социальные стандарты, лучше обеспечивать потребности украинских граждан, усиливать обороноспособность и делать много других вещей”, – дословно сказал премьер.
Опять же, можно было бы понять логику правительства В.Гройсмана, если бы оно ранее взятый займ с более высокой ставкой сейчас заместило новым – но под меньший процент. Это уменьшило бы расходы госбюджета на обслуживание госдолга, как и задекларировано в стратегии управления госдолгом Украины, принятой на заседании Кабмина 22 августа.
Однако в 2015 г. тогдашнему правительству Арсения Яценюка удалось договориться об отсрочке выплат внешнего госдолга путем перевыпуска облигаций на 15,6 млрд долл. под 7,75%. А предыдущие обязательства, попавшие под реструктуризацию, вообще брались под 7,22%. Получается. что на самом деле Кабмин В.Гройсмана еще больше утяжелил бюджетные расходы по госдолгу – т.е. сделал именно то, за что так беспощадно клеймил предыдущую власть.
Член Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран отметил, что средняя ставка по облигациям с уровнем суверенного рейтинга, соответствующим украинскому, на рынке США за последний месяц выросла с 9,05% до 10,41%.
“Поскольку мы размещались по правилу 144А, т.е. размещение происходило на рынке США среди квалифицированных инвесторов, то 9,75% по 10-летним бондам – более чем успешная ставка, ниже среднего по рынку”, – пояснил эксперт.
Он выразил мнение, что у Минфина Украины не было возможности отказаться от размещения данного облигационного займа в данный момент – в расчете на дальнейшее снижение процентной ставки. “Этот ресурс нечем бы было заместить, и, скорее всего, если бы Минфин не взял эти 2 млрд долл. (в долг), то потом скупал бы его на межбанковском валютном рынке в Украине – что значительно усилило бы давление на курс гривны”, – подчеркнул В.Шапран.
В свою очередь, киевский экономист Виктор Скаршевский отмечает, что итоги размещения облигационного займа оказались хуже, чем ожидалось. Эксперт прогнозировал, что без нового кредитного соглашения с МВФ ставки по новому выпуску украинских ценных бумаг составят 8-9%, а при наличии соглашения – 7,5-8,5%. “А по факту получилось гораздо хуже”, – подчеркнул он.
В.Скаршевский напомнил, что согласно бюджетной росписи Минфин должен был выйти на долговой рынок и занять 2 млрд долл. еще в I кв. 2018 г. “Тогда стоимость долга для развивающихся стран, в т.ч. для Украины, была на уровне 7-7,5%. Но тогдашний министр финансов Александр Данилюк проигнорировал эту возможность, и украинские налогоплательщики, из-за увеличившихся ставок, переплатят по этому долгу 350-400 млн долл.”, – резюмировал эксперт.