Днепропетровский горсовет разрабатывает новые схемы

04.08.2014 10:17

Днепропетровский городской совет не оставляет попыток узаконить киоски и другие временные сооружения, в то же время сохранются возможности для коррупционных схем. Об этом сообщил депутат Днепропетровского горсовета Сергей Жуков на своей странице в "Фейсбук", сообщает интернет-издание "ГЛАВНОЕ".

В Днепре сегодня размещены и прекрасно функционируют 5-6 тысяч временных сооружений (киосков), совсем не имея на это разрешительных документов или имея неполное их количество. Предприниматели добавляют «наценку» и торгуют, а их «крыша» богатеет. Это уже настолько заметно, что стало неприлично.

Именно поэтому с начала 2014 года в Днепропетровском городском совете начали появляться проекты решений для урегулирования ситуации с размещением и функционированием временных сооружений (раньше был термин – малые архитектурные форма (МАФы).

Первый проект решения горсовета имел незатейливое название «Об урегулировании вопросов коммунальной собственности территориальной громады города Днепропетровска» http://www.ex.ua/833871901525 . Похоже, автор такого замысловатого названия все-таки надеялся, что никто не станет вчитываться в суть. Однако, суть поразила. Предлагалось тротуар или асфальт под временными сооружениями (далее – ВС) признать объектом коммунальной собственности, взять их на баланс коммунального предприятия «Благоустрий» и заключить с каждым предпринимателем договора аренды этих объектов (кусков асфальта под киосками), а еще заключить договора компенсации платы за землю. Даже бюджет должен был получить 50% от этих договоров аренды, а остальное должно было поступать на КП. Девять пунктов решения, а какая была бы кормушка! Если подумать, в этой схеме деньги шли «прямо с асфальта». Но разразился скандал, вмешалась общественность, и этот проект решения с повестки сессии горсовета был снят.

Тогда возникла новая инициатива при участии общественных организаций, Департамента потребительского рынка и сферы услуг Днепропетровского городского совета (далее – Департамента торговли), замов городского головы и некоторых депутатов городского совета. Так, распоряжением городского головы от 18.07.2014 года №370-р, минуя сессию городского совета - вдруг еще кто-то из депутатов захочет поучаствовать - была создана рабочая группа, которая разработала новый проект Правил установки, эксплуатации и демонтажа объектов мелко-розничной торговли, сферы услуг для осуществления предпринимательской деятельности в г. Днепропетровске http://www.ex.ua/898163606408.

Что предусматривают эти правила?
Во-первых, вводится новый термин, которого нет в законодательстве, - «индивидуально определенное место размещения временных сооружений» (опять же, это тот же кусок асфальта под киоском как это было в первом проекте);

Во-вторых, все эти «теплые» места под киосками инвентаризируются Департаментом торговли совместно с рабочей группой и ставятся на баланс конечно же коммунального предприятия «Управление по организации контроля благоустройства объектов сферы отдыха, потребительского рынка и защиты интеллектуальной собственности». В Днепре, вообще традиция такая ставить все, что ликвидное, на баланс КП.

В-третьих, вводится новый термин, не предусмотренный законодательством – «лист осмотра» (как в больнице). Это пакет документов, отдаленно смахивающий на имитацию паспорта привязки временного сооружения, который законодательством предусмотрен. Лист осмотра – это основное разрешение для установки временного сооружения, которое определено быть еще и платным. Плату должен устанавливать исполком.

В-четвертых, для того, чтобы поставить временное сооружение, нужен не только лист осмотра, но и договор аренды индивидуально определенного места размещения ВС (грубо говоря – куска асфальта под киоском), фотографический снимок, ситуационный план, графические материалы по его эстетическому и цветовому решению. Реально, есть где разгуляться чиновнику, выдавая или принимая эти документы.

В-пятых, интересной новеллой является п. 2.1.4. правил, где указано, что в случае поступления заявлений от разных субъектов о получении листа осмотра, заявления рассматриваются в порядке регистрации их поступления. По практике, очень «демократическая» норма. Кто первый подал, тот и получил. Широкое поле для злоупотреблений. Предприниматели могут начинать занимать в ночь перед принятием этого решения очередь в Департамент торговли. На мой взгляд, тут заложен механизм либо быстро заработать, либо кого-то целенаправленно «отжать».

В правилах есть еще масса интересных моментов, но поступления в бюджет каких либо средств и не предусматривается. А зачем? Если есть КП с таким длинным названием.

Возникает вопрос, нарушают ли эти правила действующее законодательство?
Есть основа – это ст. 19 Конституции Украины, где указано, что органы местного самоуправления действуют в порядке и способом определенным законом. Есть закон Украины «Об административных услугах» от 06.09.2012 года. Выдача любых документов, например паспортов привязки по временным объектам, заключение любых договоров от имени горсовета – это административные услуги. Согласно ст. 5 этого закона, исключительно законами регулируются основания для получения административной услуги, субъект предоставления административной услуги, перечень и требования к документам, необходимых для получения административной услуги, платность или бесплатность услуги, граничный срок предоставления услуги и перечень оснований по отказу в предоставлении административной услуги.

Следовательно, выдумывание таких терминов в правилах как «индивидуально определенное место размещения временного сооружения» и «лист осмотра» - это прямое нарушение действующего законодательства, не говоря уже об определении отдельной стоимости услуг по оформлению этого листа осмотра, путем принятия решения исполкома. Это чистый беспредел, если следовать закону.

Договор же аренды индивидуально определенного места размещения временных сооружений (куска асфальта под киоском) – это мнимый договор, который является никчемным, подразумевающий собой подмену договора аренды земли, который при оформлении временных сооружений совсем и не предусмотрен, так как у этих сооружений фундамента нет и убрать их можно в любой момент. Никчемный договор не порождает правовых последствий.

Самое интересное, что использование этой схемы не является ноу-хау г. Днепропетровска. Нечто подобное, а именно - попытка передавать в аренду кусок асфальта под временным сооружением - была опробована в г. Одессе. Было принято решение Одесским городским советом от 24.07.2012 года №2176-VI, но оно не просуществовало и полгода, так как вскоре было отменено после протеста прокурора тем же горсоветом 21.12.2012 года. Отмена была именно на основании ст. 19 Конституции Украины. Как говорится, не прошло.

Изобретать подобное может быть будет можно после децентрализации и внесения соответствующих изменений в Конституции Украины, а пока, это противозаконно.
Что нужно сделать для легального функционирования временных сооружений в г. Днепропетровске, учитывая действующее законодательство?

Необходимо ответить, что вопросы размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности регулируются ст. 28 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» и Порядком размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности, утвержденных приказом Минрегионбуда от 21.10.2011 года №244.

Порядок действий городских властей в этой сфере для легального размещения и функционирования временных сооружений:
Во-первых, горсовет должен принять решение о разработке комплексной схемы размещения временных сооружений и о разработке архитектурных типов временных сооружений и нанять для этого соответствующие организации;

Во-вторых, после разработки комплексной схемы размещения временных сооружений и о разработке архитектурных типов временных сооружений - это должно быть утверждено исполкомом;

В-третьих, городской совет должен принять решение «Об утверждении стандарта административных услуг по подготовке, выдаче и продления действия паспорта привязки временного сооружения». Именно паспорт привязки – основной документ при разрешении на установку временного сооружения, а не какой-то не лист осмотра. Можно взять за образец - как это сделано в г. Виннице. Откройте информационную карточку административной услуги «Выдача и продолжение действия паспорта привязки временного сооружения для осуществления предпринимательской деятельности» и вы удивитесь как все просто.

В-четвертых, центр автоматизированных услуг «Открытая власть» в г. Днепропетровске должен выдавать паспорта привязки для временных сооружений на основании стандарта оказания этой услуги.

Еще раз хочу подчеркнуть, что то, где можно размещать ВС должно быть в Концепции, какой вид должны иметь ВС, определяется архитипом ВС, какие документы нужны и основания для отказа в выдаче паспорта привязки определяется стандартом административной услуги. Сама услуга по выдаче паспорта привязки оказывается по законодательству бесплатно. Именно этот момент и смущает, похоже, в данной ситуации чиновников. Если все это будет прописано, где найти основания для коррупции?

Обращаю внимание, что учитывая сегодняшнее законодательство, размещение временного сооружения, это не дополнительный доход бюджета города – это исключительно создание рабочих мест и возможность горожанам зарабатывать себе на жизнь. А это, учитывая сегодняшние реалии, тоже не мало.

Для того чтобы чиновники и заинтересованные посредники потеряли интерес к необоснованному заработку в этой сфере, необходимо в решение записать одну норму, а именно, что осуществлять предпринимательскую деятельность во временном сооружении может именно тот предприниматель, на кого оформлен паспорт привязки. Это нужно, для того чтобы убрать возможность заинтересованным лицам иметь преимущества в установке временного сооружения и сдаче их в аренду обычным предпринимателям, зарабатывая на этом неплохие деньги. Если это системно контролировать, очень многое изменится к лучшему. Многие кто понимает о чем я, поморщатся читая это. Но так и будет со временем, ведь жить-то надо по-новому.

Как это повлияет на рейтинг:
Комментарии
Последние записи в блогах

Уряд виділив 1,4 млрд грн на підтримку малих міст. Рішення про спрямування коштів на підтримку малих міст та селищ за рахунок субвенції з державного бюджету місцевим бюджетам на здійснення заходів щодо соціально-економічного розвитку окремих територій схвалили 10 липня.

Подробнее

З початку 2019 року 41,7 тисячі мешканців Дніпропетровської області надали до фіскальних органів декларації про майновий стан та доходи за 2018 рік. Загальна сума задекларованих ними доходів склала 4 млрд 246,5 млн гривень. Це на 1 млрд 453,4 млн грн. більше ніж минулого року.

До сплати за результатами декларування підлягає понад 101 млн грн податку на доходи фізичних осіб, що на 9,3 млн грн більше, ніж за аналогічний період минулого року. Сума військового збору до сплати складає 13,6 млн грн., що перевищує минулорічні показники на 1,4 млн гривень.

Повернення з бюджету у вигляді податкової знижки отримають 6315 громадян на загальну суму 13,4 млн гривень. Про це повідомив начальник управління податків і зборів з фізичних осіб ГУ ДФС у Дніпропетровській області Владислав Воінов.

Про одержані у 2018 році понад мільйонні статки повідомили 286 громадян Дніпропетровської області. Загальна сума їх минулорічного задекларованого доходу складає 2,6 млрд гривень.

 

Подробнее

5 липня Уряд виділив 400 млн грн на програми ремонту існуючих та будівництво нових спортивних комплексів при школах та 50-метрових та 25-метрових басейнів і оздоблення прилеглих територій. 10 липня  парламентський Комітет з питань бюджету погодив розподіл субвенції з державного бюджету територіальним громадам на спорудження спорткомплексів та басейнів.

Подробнее

З початку 2019 року органами ДФС у Дніпропетровській області та Дніпропетровською митницею ДФС забезпечено у бюджети всіх рівнів (без врахування Дніпропетровського управління офісу ВПП ДФС) 39 млрд 481,7 млн грн, що на 10 млрд 672,9 млн грн перевищує показник відповідного періоду минулого року. Про це повідомила в.о. начальника ГУ ДФС у Дніпропетровській області Ірина Сікіріна.

Так, до державного бюджету впродовж шести місяців 2019 року спрямовано 27 млрд 277,4 млн грн, що на 8 млрд. 17,3 млн грн (або на 41,6%) більше надходжень січня - червня минулого року.

До місцевих бюджетів за відповідний період забезпечено 12 млрд 204,3 млн гривень. Це на 2 млрд 655,6 млн грн (або на 27,8%) більше фактичних надходжень І півріччя 2018 року.

Єдиного внеску на загальнообов’язкове державне соціальне страхування у першій половині поточного року зібрано 7 млрд 758,7 млн грн, що перевищує минулорічні показники на 1 млрд 258,2 млн грн (або на 19,4%).

 

Подробнее
Голосование
Сможет ли Владимир Зеленский быть самостоятельным президентом?
Нет, не сможет
Да, сможет